Павел перенес операцию на носовой перегородке в больнице Улан-Удэ, но даже не представлял, насколько "легким" станет дыхание. Вскоре горло начало сохнуть из-за мощного притока воздуха, а рентген показал: носовые проходы стали слишком широкими. Московские врачи посоветовали сделать корректирующую операцию, однако Павел отказался - денег на это не было.
В случившемся Павел Семочкин винит, в первую очередь, некачественное и морально устаревшее оборудование в улан-удэнской больнице, хотя замечает, что, возможно, свою роль сыграла и неопытность медперсонала. "В Сибири и на Дальнем Востоке качество медицинского обслуживания не очень высокое. В Москве совершенно другой уровень. Специалисты здесь более компетентные", - говорит парень.
История Павла наглядно иллюстрирует то, насколько существенной может оказаться разница в квалификации врачей в зависимости от географии. Эта разница нигде не прослеживается лучше, чем в Сибири, которая занимает более трех четвертей территории страны, но заселена от силы четвертой частью 140-миллионной нации.
Начало правления Дмитрия Медведева ознаменовалось радикальными инициативами по реформированию системы здравоохранения. Путин, в свою очередь, пообещал выделить на ее модернизацию 15,6 миллиарда долларов, начиная с 2011 года. Но аналитики и простые врачи сходятся во мнении о том, что модернизация должна потянуть за собой и реформу образования, и инвестиции в высокотехнологичное оборудование, и развитие электронных информационных систем, а в регионах со всем этим большие проблемы.
Эпитет "сибирское" применительно к здоровью принято считать синонимом слова "крепкое". Мол, если уж человек в состоянии перенести суровую сибирскую зиму, он переживет вообще что угодно. На практике же Сибирь - регион, где проблем со здоровьем у населения куча. Более 300 лет в Сибири традиционно "отдыхали" заключенные и ссыльные, так что туберкулез для региона - штука давно знакомая. Климат и условия жизни распространению этого заболевания только способствуют. В последние десять лет, по данным программы развития ООН, Сибирский федеральный округ лидировал по числу смертей от туберкулеза и по количеству новых случаев заболевания, пока в 2008 году его не переплюнул Дальневосточный федеральный округ.
Читайте по теме: Кто посеет Дальний Восток, тот его и пожнет
После распада Советского Союза заявил о себе и СПИД: наряду с туберкулезом он возглавляет хит-парад угроз здоровью сибиряков. В 2009 году в Иркутской области было зафиксировано втрое больше случаев заболевания ВИЧ/СПИД, чем в Москве, и чуть меньше, чем в Самарской области - самого спидоносного места в стране. А на юге Сибири, в частности, в Туве и на Алтае, - необычайно высокая детская смертность.
Образ жизни не способствует укреплению здоровья жителей Сибири. Согласно исследованию Новосибирского научно-исследовательского института терапии СО РАМН, 75-80 процентов сибиряков и жителей Дальнего Востока курят, тогда как по данным опроса ВОЗ, проведенного в 2010 году, всего курильщиками являются 40 процентов россиян. Нетрудно догадаться, кто обеспечил львиную долю "голосов". Кроме того, каждый пятый сибиряк и дальневосточник страдает от алкоголизма, столько же сидят на наркотиках.
Даже в самых развитых районах Сибири способность медиков решить проблемы общественного здравоохранения остается спорной. Так, в 2010 году в пригороде третьего по величине города страны, Новосибирска, умер восьмимесячный мальчик - в больнице, которую выбрала его семья, не оказалось необходимого оборудования, а другие местные больницы просто отказали малышу в медицинской помощи. После этого мать ребенка начала кампанию по реформе здравоохранения в Новосибирске, привлекая всеобщее внимание к плохой организации и низкому качеству (а то и его отсутствию) медпомощи для детей.
Впрочем, кое с чем Сибирь успешно справилась. Например, материнская смертность с 2003 по 2008 год снизилась наполовину - с 43 до 21 смертей на 100 тысяч рожениц. И надежда на то, что регион ждет и дальнейшее улучшение, только крепнет: высшие должностные лица страны обещают широко профинансировать реформу здравоохранения. Так, в 2005 году Владимир Путин заявил о планах построить по стране 15 высокотехнологичных федеральных центров здоровья, в том числе в Красноярске и Тюмени. А на днях пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заявил, что федеральное правительство намерено рассмотреть программы модернизации системы здравоохранения, предлагаемые отдельными регионами, и решить, сколько кому выделить средств.
Иркутск и Байкальск: Две стороны одной медали
Далеко не последней проблемой сибирской системы здравоохранения является параллельное сосуществование частных и государственных медицинских учреждений. Частные клиники оснащены не в пример лучше, но большинство сибиряков могут позволить себе лишь бесплатную врачебную помощь. Оборудование и кадры - вот самый актуальный вопрос для Сибири.
"Мое мнение таково: в первую очередь, нужно расширить больницы, имеющие дело с неотложными случаями, оборудовать их по последнему слову техники и увеличить число коек", - говорит Сергей Богидаев, главный врач диагностического томографического центра в Новосибирске. Богидаев также предлагает перераспределить средства, забрав их у неэффективных медучреждений, и повысить зарплаты специалистам - в зарплатном рейтинге на 30 позиций за 2010 год медики находятся на 23 месте со средней зарплатой в 15,8 тысячи рублей.
В рамках региональных программ здоровья зарплата врачей вырастет как минимум до 23 тысяч рублей, пообещала в прошлом году Татьяна Голикова. Триста миллиардов рублей будет выделено на ремонт и оснащение государственных медучреждений, треть из которых требуют капитального ремонта. Еще 24 миллиарда планируется потратить на электронные системы, которые должны облегчить учет и систему медицинского страхования.
Более эффективное использование информационных систем позволит поставщикам медицинских услуг лучше понимать, что требуется пациентам, а также поспособствует интеграции инноваций в систему здравоохранения, поясняет Константин Чеботаев, менеджер по работе с зарубежными партнерами Медицинского информационно-аналитического центра РАМН: "Национальные стандарты обмена медицинской информацией между органами здравоохранения страны сейчас только закладываются. Система складывается вокруг пациента, и информация о его здоровье должна следовать за ним. Мобильность населения растет, и эта тенденция будет только усиливаться".
Нефть: Нелегальные сливы на пользу?
Основное препятствие информатизации всей страны - это изоляция. Учреждений с образцовой информационной системой достаточно, но все эти системы разрабатываются по отдельности и обмениваться информацией между собой не могут. Наиболее ощутима эта проблема в огромной Сибири. Работа предстоит долгая, так что пациентам остается только запастись терпением.
Павел Семочкин явно не собирается этого делать. Сибиряк не планирует ложиться на корректирующую операцию в ближайшее время. "Сейчас я уже не особо ощущаю поток воздуха. Прошло какое-то время, и я привык".