США продолжают лить воду на мельницу Тегерана. Нефтяное эмбарго стало первой ласточкой, а вчера в Иран прибыла делегация МАГАТЭ - в поисках немирного атома. Но аятолла нанес ответный удар: никакого больше импорта из Европы. А тут и Южный Судан затеял свою собственную, маленькую нефтяную войну. Похоже, петля затягивается... только на американской шее.
Уже стало очевидно, что Ирану от европейских санкций ни горячо, ни холодно. В ожидании делегации МАГАТЭ, которая призвана найти в закромах Тегерана "плохой" атом, угрожающий мировому сообществу, иранские активисты нарисовали свой ответ Чемберлену. "Мы имеем право на ядерную программу!" - такими лозунгами они поприветствовали людей, которые, собственно, и должны решить судьбу исламской республики. Но вот кому от этого решения станет жить хуже - большой вопрос.
Буквально накануне приезда западных "людей в черном" в Иран, тамошний меджлис внес законопроект, запрещающий импорт любых товаров из Европы, а также экспорт нефти в любую страну Евросоюза, даже если Брюссель приползет на коленях выпрашивать драгоценные баррели. Махмуд Ахмадинежад еще недавно стучавший по трибуне Генеральной Ассамблеи ООН кулаком и обличавший американскую нацию в попытке заставить весь мир работать на Соединенные Штаты, явно демонстрирует, что не собирается перебегать на сторону Запада, даже если в его стране началась серьезная нехватка продуктов и их резкое подорожание в связи с экономическими санкциями Европы. Понятно, что тональность таким выступлениям задает аятолла Хаменеи, но как проводник иранских интересов, господин Ахмадинежад недвусмысленно сигнализирует: Тегеран-то обойдется без конфет, пряников и коров Евросоюза, а вот тот без энергоресурсов - вряд ли: "В свое время на долю Европы приходилось 90 процентов нашего товарооборота. Теперь это лишь 10 процентов".
Читайте также: Тегеран загнал Европу в угол
Другие покупатели, на которых намекают иранские государственные мужи, на эмбарго посматривают, сморщив носы. Промышленность Южной Кореи, Японии, Индии и Китая очень зависимы от энергоресурсов, и остановка производства - это в первую очередь не столько реверанс в сторону Запада, сколько удар по собственному кошельку. И если итальянская Eni готова понести колоссальные убытки по долгосрочным контрактам, то другие надеются на другой выход из непростой ситуации. С другой стороны, нефтяное эмбарго на руку Саудовской Аравии, которая может увеличить поставки своей нефти страждущим, однако воинственная риторика Запада только возрастает, что уже угрожает безопасности всего региона и явно простирается дальше границ торгово-экономического сотрудничества.
Правда, серьезное подспорье Ирану подоспело и без особого вмешательства постоянных членов Совета безопасности ООН - Китая и России. Южный Судан, сам того не подозревая, вмешался в противостояние Тегерана и Запада, когда затеял с соседним Суданом небольшую нефтяную войну. Сегодня отношения двух размежеванных кровопролитными усилиями государств напоминают родственные потасовки между Москвой и Киевом. Однако если Россия и Украина в глубине души своей все же друг друга любят и ждут, пока можно будет без оглядки упасть в объятия соседа, то здесь нефтяной конфликт носит несколько иной характер.
Читайте по теме: Ирану не страшно нефтяное эмбарго
Большая часть суданской нефти, а это 75 процентов от общей добычи, находится на юге, а инфраструктура, которая осуществляет экспорт энергоресурсов потребителям - на севере. Мало того, что договоренностей о цене на транзит нет с прошлого года, так еще и денежные затруднения Южного Судана существенно тормозили оплату портовых сборов. Потребители черного золота из Китая неоднократно предпринимали попытки найти ту самую золотую середину, но воз и ныне там.
Таким образом, Южный Судан, который приостановил добычу нефти в отместку северному соседу, удружил Тегерану тем, что сократил Пекину и без того небольшое количество источников получения нефти. А вновь качать "черное золото" африканская республика готова только в случае полной капитуляции Судана по вопросам экспорта и возвращения отобранных ранее углеводородов в качестве платы за транзит.
"Зарубежнефть": Сливать нельзя сливаться
Поэтому, как ни прискорбно мировому сообществу, но санкции против Ирана ударят больнее всего не по Тегерану и даже не по Брюсселю - в этом смысле скрещивать мечи исламской республике и Европе нет никакого смысла. На фоне серьезного и повального удорожания мазута в связи с событиями в нефтяных регионах, американцам, похоже, вскоре предстоит серьезно изменить вектор своего гуманитарного вторжения - на "удивление" всем газ становится все дешевле и дешевле . Поскольку попытки Вашингтона обуять собственное потребление путем удешевления нефти с помощью военных конфликтов разваливаются словно карточный домик. Наоборот - цены на нефть стремительно растут, что немедленно отражается на рядовых американцах.
Уолл-стрит уже подверглась нападению "обманутых вкладчиков". Не хочет же правительство Обамы вовсе обвалить цену на марку WTI и совершенно бесславным образом войти в историю, спровоцировав настоящую социальную революцию на ровном месте?