"Зарубежнефть" мелькает в новостях не часто. Госкомпания тихо-мирно качает углеводороды на второстепенных месторождениях по всему миру - на многих еще с советских времен. Но идея чиновников Минэкономразвития объединить актив с "Транснефтью" подогрела интерес к корпорации. Зачем понадобилось соединять "ежа с ужом", выяснял корреспондент Bigness.ru.
Генеральный директор "Зарубежнефти" Николай Брунич на пресс-конференции обрисовал журналистам положение дел в компании. Судя по всему, с советских времен оно изменилось мало. Как и двадцать лет назад, главным активом "Зарубежнефти" остается доля в российско-вьетнамском СП "Вьетсовпетро", которое в кооперации с аборигенами и японцами занимается разработкой двух нефтяных блоков на тамошнем шельфе. В ближайшее время корпорация рассчитывает прибавить к своим активам во Вьетнаме еще два шельфовых блока, результаты тендера по которым будут озвучены в феврале
Определенные надежды руководство госкомпании связывает с балканским направлением развития. Среди ее активов значатся завод моторных масел, НПЗ и сеть автозаправок в Боснии и Герцеговине. А сейчас она участвует в конкурсе на геологоразведку с возможностью дальнейшего освоения девяти углеводородных блоков в Хорватии. В случае победы подконтрольной ей Zarubezhneft Adria, компания намерена предложить сотрудничество сербской дочке "Газпром нефти" NIS и российскому нефтепроводному монополисту "Транснефти".
Читайте также: СП проведет проверку в госкорпорациях
Также руководство нефтедобытчика с интересом наблюдает за развитием событий в Иране. Западное эмбарго, закрывшее исламскую республику для европейских и заокеанских нефтяных гигантов, предоставило шанс новым игрокам. И отечественная госкомпания готова им воспользоваться. Однако те же самые санкции могут угрожать интересам самой корпорации, поскольку среди ее контрагентов есть несколько американских банков. Поэтому «Зарубежнефть» готова рискнуть только под гарантии российского правительства. Еще прошлым летом компания подписала меморандум с иранскими властями о возможности участия в геологоразведочных проектах на территории страны. А в ближайшее время в Москву из Тегерана прибудет делегация для детальных переговоров с Минэнерго.
Тем не менее, попытки "Зарубежнефти" проникнуть в нефтяное Эльдорадо Ближнего Востока ощутимых результатов не принесли. И теперь, по словам Николая Брунича, его компания уходит из Иордании, где последние месяцы вела геологоразведку. На территории Хашимитского королевства "Зарубежнефть" изучала перспективность освоения Южного блока крупнейших в мире залежей нефтяных сланцев, но пришла к выводу, что проект потребует слишком больших первоначальных вложений.
Читайте по теме: Нефть: нелегальные сливы на пользу?
Кроме того "Зарубежнефть" располагает активами в Венесуэле, Нигерии, Индии и на Кубе. Но все они, как правило, не представляют большого коммерческого интереса. От самых лакомых кусков нефтяного пирога ее традиционного отодвигают отраслевые гранды. Потому и сама корпорация, созданная в 1967 году именно для геологоразведки и нефтедобычи за рубежом, все больше ориентируется на российский рынок.
Сейчас "Зарубежнефть" ведет добычу в Республике Коми и Ульяновской области, имеет долю в Харьягинском месторождении в Ненецком автономном округе. Но особое значение руководство компании придает намеченному на март завершению процедуры объединения с мурманской "Арктикморнефтегазразведкой" (АМНГР). Это слияние позволит "Зарубежнефти" на равных бороться за освоение нефтяных богатств Северного Ледовитого океана.
В общем, руководимая Николем Бруничем госкомпания звезд с неба не хватает, но свой небольшой сегмент на рынке углеводородов имеет и планомерно его окучивает. Поэтому до последнего времени она имела все шансы быть благополучно проданной за неплохие деньги, как это еще совсем недавно значилось в планах российского правительства. Но в Минэкономразвития, видимо, решили, что компания развивается слишком скучно, и нужно привнести интригу. Поэтому вознамерились объединить ее с нефтепроводным монополистом - "Транснефтью". Зачем это нужно, корреспондент Bigness.ru узнавал у аналитика ИК "Баррель" Анны Анненковой.
Ранее мы писали: Новый поворот каспийской нефти
"Идея объединить транспортную компанию и добывающую компанию - это скрещение ужа с ежом. "Транснефть" и "Зарубежнефть" занимаются совершенно разным бизнесом, хоть и в одной отрасли, поэтому их слияние совершенно непонятно. Тем более что одна работает в России, а вторая почти исключительно за ее пределами. Зачем это нужно? Возможно, таким образом надеются оптимизировать структуру управления. Но по опыту создания уже существующих госкорпораций, когда в один конгломерат складывались десятки более мелких предприятий, можно сказать, что ничего хорошего из этого не вышло. Их слишком непрозрачная структура привела к простому выводу денег и активов. Поэтому сейчас все больше крепнет тенденция на приватизацию», - пояснила эксперт.
Возможно, в этой тенденции и скрыта истинная причина неожиданной инициативы Минэкономразвития. Далеко не всем представителям власти улыбается перспектива утраты контроля над предприятиями "нефтянки". К 2017 году государство намеревалось полностью выйти из капитала "Зарубежнефти" и продать четверть трубопроводного монополиста. А в случае слияния двух компаний, их приватизация откладывается на неопределенную перспективу, потому что получившегося "монстра" будет значительно сложнее адекватно оценить.