Страшная авария на японской АЭС "Фукусима-1" заставила лидеров многих европейских стран пересмотреть свое отношение к "мирному атому". А руководство Германии решило резать, не дожидаясь перитонита - поставить крест на ядерной энергетике, бросившись на поиски возобновляемых источников энергии. Но потери от такого решения составят миллиарды евро.
Во-первых, заглушить первые восемь блоков из семнадцати имеющихся было нетрудно, но в них осталось недосоженное ядерное топливо. Очевидно, оно уже никогда использовано не будет. Однако сверхналог (tax on nuclear fuel - прим. ред) владельцы АЭС перед загрузкой топлива в реактор уже заплатили. Экономика должна быть экономной. И как пристало рачительным собственникам, владельцы станций посчитали себя обворованными государством, посягнувшим на их деньги, и подали в суд, требуя вернуть взад уплаченное.
Три эксплуатирующие компании - E.On, RWE и EnBW - подали жалобы в свои земельные суды. Гамбургский и мюнхенский финансовые суды встали на сторону E.On и RWE и признали сверхналог антиконституционным, а вот федеральное правительство обещало все обжаловать. Рассмотрение дела в Федеральном суде впереди и, как показывает практика, это дело может тянуться годами, оставляя дыры в балансах владельцев АЭС. Впереди еще другие ступени судебной системы: немецкий Конституционный суд и далее Европейский суд (European Court of Justice). Дело усложняет то, что Штутгартский суд - это земля Баден-Вюртемберг - отказал 11 января в такой же жалобе и признал сверхналог законным (в этой земле сегодня большинство у партии "зеленых").
Читайте также: Опасное кладбище прочностью в 50 лет
Четвертый владелец немецких АЭС, шведская государственная компания Vattenfall пошла своим путем: она против сверхналога не выступает, зато требует финансовые компенсации за насильственное прекращение эксплуатации своих двух АЭС, которые за шесть месяцев 2011 года оценивает в 1,5 миллиарда евро. И жалобу она подала под эгидой международных законов, которые для них выгоднее немецких. Компания RWE полагает, что уже потеряла 900 миллионов евро, и будет лишаться ежегодно по 200 миллионов. EnBW оценивает свои потери около 100 миллионов евро в год, а E.On пригрозила, что закрытие ее атомных электростанций вынудит компанию ликвидировать в общей сложности 11 тысяч рабочих мест.
Во-вторых, специалисты просчитали экономические последствия ликвидации ядерной энергетики "как класса". Отказ Германии от ядерной энергетики обойдется в 1,7 триллиона евро в период до 2030 года, что эквивалентно более чем 65 процентам годового ВВП страны. "Эти расходы лягут на потребителей электроэнергии и налогоплательщиков", - заявил 19 января член совета директоров Siemens Михаэль Зюсс, курирующий в компании сектор ядерных технологий. По его словам, данная оценка исходит, в частности, из ожидаемого повышения стоимости электроэнергии вследствие планируемого ФРГ резкого расширения использования возобновляемых источников энергии.
А энергетические проблемы в Германии уже начались. Напомним, в начале января страна была вынуждена обратиться за электроэнергией к соседней Австрии. У немецких компаний-операторов энергосетей начались сбои с обеспечением потребностей страны в электроэнергии - именно вследствие отказа немцев от атомной энергетики. В итоге им пришлось прибегнуть к резервным австрийским электростанциям, чтобы гарантировать стабильную работу энергосетей. В целом, по данным оператора энергосети, компаниям приходится прибегать все чаще к экстренным мерам, чтобы обеспечить потребителей электроэнергией, и это обходится в миллионы евро. Надежды же на массовое использование возобновляемых источников энергии (солнечной и ветряной), а также на энергосберегающие технологии научно необоснованны: эти меры никоим образом не смогут обеспечить энергией мощную германскую индустрию.
Читайте по теме: "Росатом" предлагает чехам МИР
В блестящем фильме Леонида Гайдая "Не может быть!" многим запомнилась фраза "В следующий раз так быстро не женись, Володька...". То есть, прежде чем делать важный шаг в жизни, не поленись обдумать последствия. Поневоле вспоминаешь саркастичную фразу российского премьер-министра Владимира Путина, мол, вы, немцы, "атомную энергетику не развиваете, и что же, вы будете, дровами топить? За дровами тоже в Сибирь надо ехать". Как показала история, даже мимолетное завинчивание газового "крантика" Украиной обернулось для Европы настоящим ледниковым периодом и огромными финансовыми потерями. Что тогда говорить о столь серьезных мерах, как предание остракизму "мирного атома"?
В области ядерной энергетики сумрачный германский гений резко контрастирует с острым галльским умом: Франция на самом высоком государственном уровне даже и не думает бороться против атома - 75 процентов электроэнергии ей приносят атомные электростанции, там продолжают строиться новые АЭС, а тамошний аналог нашего "Росатома", компания AREVA, вынашивает амбициозные планы развития.
Впрочем, непродуманное решение германских властей ликвидировать все АЭС явилось нежданным подарком российской энергетической отрасли. Во-первых, "Газпром" может заполучить новых крупных клиентов в ФРГ. А во-вторых, в соседних странах возникли планы по наращиванию генерирующих мощностей, в том числе атомных, что сулит "Росатому" либо новые заказы, либо ускоренное строительство новых АЭС в тех странах Евросоюза, которым далеко до "зеленой" экстравагантности германских интеллектуалов.
Ранее мы писали: Плавучие АЭС вышли из графика
Перефразируя Гегеля, можно сказать: "Все разумное - действительно, и все действительное - разумно... даже германская глупость".
Кандидат химических наук,
специалист по ядерному топливу