В скором времени Россия И Ближний Восток могут расширить круг своих торговых интересов. Российские региональные самолеты нового поколения Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) интересуют руководства стран Персидского залива. Первым на очереди - королевство Бахрейн. Конечно, переговоры идут, однако перспективы поставок пока остаются туманными.
Первый вице-премьер Виктор Зубков во время Bahrain International Airshow 2012 заявил, что Россия в ближайшие 15-20 лет может продать порядка 60 самолетов Sukhoi Superjet 100 в страны Ближнего Востока, пишет РИА Новости. По его словам, РФ сейчас предлагает свои разработки всем заинтересованным сторонам, и многие проявляют большой интерес к российской технике. Зубков подчеркнул, что теперь "определенная партия самолетов может быть закуплена Бахрейном".
Исполнительный директор авиаперевозчика Ричард Натталл со своей стороны сообщил, что компания рассматривает региональные самолеты вместимостью 100-130 кресел, ведя параллельно переговоры с канадской компанией Bombardier. Сроки поставок запланированы на 2014-2015 годы, поэтому производство, если до него дойдет дело, нужно будет обеспечить без сбоев и финансовых неурядиц.
В компании «Гражданские самолеты Сухого» подтвердили факт переговоров и ожидают, что решение будет принято до конца I квартала 2012 года «Спецификация, технические характеристики и коммерческое предложение отправлены заказчику», - пояснили изданию АТО.ru в ГСС. По прогнозам аналитиков, до 2035 года объем продаж SSJ 100 на Ближнем Востоке может составить более 60 ВС. Первые контракты планируется заключить в 2012-2013 годах, то есть фактически завтра.
Читайте также: Беспилотный прорыв отечественного ВПК
Это и неудивительно, так как с ближневосточным регионом у РФ всегда были особые отношения. До распада СССР Ближний Восток являлся традиционным и значимым рынком, поэтому задача сейчас состоит в обновлении торговых отношений. Конкретно в данном случае переговоры ведутся не с нуля, и руководство и России и Бахрейна заинтересованы в конечном результате.
Аналитик ФГ "Калита Финанс" Елена Туржанская пояснила, что "в настоящее время для России очень важно вернуть тесные взаимоотношения с Ближним Востоком как с торгово-экономической точки зрения (расширение рынка сбыта, разработка и добыча нефти), так и с политической (возврат статуса уважаемого советника для разрешения существующих конфликтов).
Несмотря на то, что авиапром в России находится уже многие годы не в лучшем состоянии, многомиллиардная помощь государства все же помогла в определенной степени. Основными "минусами" работы со страной являются уже не состояние самих моделей, но инфраструктурное обслуживание. Понимая важность выхода на международный рынок, отрегулировать недостатки, скорее всего все-таки удастся. Сотрудничество с Ближним Востоком несомненно способно дать толчок к дальнейшему развитию отечественного авиасектора".
Читайте по теме: Русские "Гепарды" спасают не ту страну
Этим уже всерьез озаботилась компания-производитель. Вице-президент ГСС Игорь Сырцов в кулуарах того же авиасалона заявил, что в 2012 году начнется замена самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) для ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". По его словам, "авиакомпания заказала другую компоновку салона самолета. К сожалению, наши поставщики не были готовы поставить все оборудование. В самолетах будет увеличено количество кухонь и туалетов". Аналитик Инвесткафе Кирилл Маркин добавил, что информация о SSJ в новой компоновке появилась еще в 2011 году. Кроме вышеуказанного, в модели SSJ-100, планируется сделать упор на модели с большим количеством пассажирских мест. Поскольку именно этого хотят участники рынка, и потенциальные покупатели.
"Самолеты SSJ являются надеждой российского авиапрома наравне с МС-21, но до введения последнего в эксплуатацию должно пройти еще немало времени. Таким образом, сейчас необходимо приложить максимум усилий, чтобы SSJ прочно закрепился на рынке и занял свою нишу. Соответственно, ГСС идет верным путем, стараясь соответствовать веяниям рынка и требованиям эксплуатантов", - добавил Маркин.
Ил-86: Трагедия одного самолета
Возможно, шаги навстречу покупателям самолетов - лучшая тактика для укрепления позиций на рынке Ближнего Востока. Управляющий активами УК "АГАНА" Сергей Мурафер подчеркнул, что "Sukhoi Superjet 100 - самый жизнеспособный проект в сфере отечественного гражданского самолетостроения после распада СССР. Он создан в кооперации с ведущими мировыми компаниями-производителями авиационного оборудования и имеет шанс побороться с мощными конкурентами в этом сегменте - Embraer и Bombardier. Если сделка по продаже 60 самолетов на Ближний Восток состоится, это будет важным шагом, так как нефтяные монархии этого региона являются весьма перспективными клиентами в сегменте малой авиации, особенно уровня бизнес-класса". С учетом сложившейся конъюнктуры рынка, после успешного подписания контрактов на поставку можно ожидать интереса к SSJ-100 со стороны авиакомпаний ряда арабских государств.