Чудные дела творятся в вотчине американского президента Барака Обамы: по итогам прошедшего года компании-производители автомобильного топлива должны будут заплатить в казну 6,8 миллиона долларов штрафов за то, что они не добавили в бензин и дизельное топливо особый вид биотоплива, как то предусматривает законодательство. А весь цимес заключается в том, что такого биотоплива и не существует.
Нет, конечно, в природе оно есть - в ряде лабораторий и некотором количестве мастерских, допустим. Но для широкой публики целлюлозное топливо, которое производится из щепок и несъедобных частей растений (кукурузы, например), остается terra incognita. По идее, в прошлом году к дизельному топливу и бензину производители должны были подмешать 30 миллионов литров целлюлозного коктейля. Квота на этот год - почти 40 миллионов литров, и штрафы за ослушание обещают быть еще более высокими.
"Это противоречит логике", - справедливо замечает Чарльз Древна, президент Национальной ассоциации нефтепереработчиков и работников нефтехимической промышленности. А в повышении квоты на продукт, который в принципе не производится, смысла еще меньше, добавляет Древна.
Наказание, придуманное для поставщиков топлива, наглядно демонстрирует, что происходит, когда федеральное правительство очень хочет того, чего технологии пока не могут обеспечить. Меры Агентства по охране окружающей среды действительно кажутся чересчур суровыми, однако на самом деле они даже мягче, чем предусмотрено законом об энергетической независимости и безопасности, принятом в 2007 году.
Читайте также: Европу углеродом не уморить
Закон, направленный на сокращение выбросов парниковых газов, зависимости от нефти, импортируемой из "враждебных" регионов и утечки долларов из страны в качестве оплаты той самого "недружелюбного" черного золота, включает в себя ряд положений относительно повышения эффективности транспортных средств и включения в бензин и дизельное топливо возобновляемых источников энергии. Следование букве закона подразумевает использование трех альтернативных видов топлива: целлюлозного - для грузовиков и легковушек, дизельного из биомассы и природного топлива, но с 50-процентным сокращением выбросов парниковых газов.
Закон предусматривает вполне конкретные квоты на производство топлива из целлюлозы - более миллиарда литров к 2011 году и 2,8 миллиарда литров к 2012 году. По отношению к американскому рынку топлива, доля биотоплива получается довольно скромной: по прогнозам ЕРА, в этом году объем продаж бензина составит более 600 миллиардов литров, а дизельного топлива - более 230 миллиардов литров.
Задумка прекрасная, вот только о том, чтобы обеспечить поставщикам доступ к целлюлозному топливу, почему-то никто не подумал. В итоге произошло невероятное: даже сторонники возобновляемого топлива поддерживают нефтепереработчиков, соглашаясь с тем, что на штрафы те жалуются совершенно обоснованно. "С точки зрения налогоплательщика и потребителя не имеет смысла платить штрафы за те вещи, которые фактически недоступны", - говорит Дэннис Макгинн, отставной вице-адмирал и член Совета по возобновляемым источникам энергии.
Читайте по теме: Катастрофы обирают бизнес до нитки
Установление норм выработки целлюлозного топлива является частью общего плана, предусматривающего производство свыше 160 миллиардов литров биотоплива ежегодно уже к 2022 году. Для того, чтобы обеспечить реализацию этих грандиозных планов, потребуются серьезные технологические ресурсы - с которыми-то как раз в США проблема. В принципе, технологии по превращению древесной стружки и несъедобных частей растений в биотопливо имеются, однако для коммерческого внедрения они еще сыроваты. Лаборатории и заводы так и не сумели добиться успеха в этой сфере - и вовсе не из-за лени.
Одним из пионеров в области производства биотоплива является энергетическая компания Poet. В качестве сырья для выработки биоэтанола компания использует кукурузу. Сейчас Poet работает в городе Эмметсбург в Айове, и к 2013 году планирует производить до 110 миллионов литров биоэтанола.
Компания Mascoma, частично принадлежащая General Motors, в свою очередь, просит у Министерства энергетики 80 миллионов долларов на строительство завода в Мичигане, который будет производить биотопливо из отходов деревообрабатывающего производства. Помочь с финансированием также обещали нефтяная компания Valero Energy и мичиганские власти.
Ранее мы писали: Опасное кладбище прочностью в 50 лет
Пожалуй, на этом список удачных проектов и заканчивается. Так, год назад компания Range Fuels, получившая в свое время от правительства грант в 150 миллионов долларов, была вынуждена закрыть завод в штате Джорджия, перерабатывавший сосновую стружку в спиртовое топливо. Причина - банальные технологические проблемы.
Авиакомпании имели чуть больший успех с использованием возобновляемых видов топлива - но лишь потому, что они готовы были платить несусветные деньги за образцы. Alaska Airlines недавно заявила, что галлон топлива (4,5 литра) обходился ей в 17 долларов. То есть стоимость тонны биотоплива составляла 4,6 тысячи долларов, тогда как обычный авиационный керосин стоит около полутора тысяч долларов. Тем не менее, Lufthansa, например, планирует выполнять рейсы из Франкфурта в вашингтонский аэропорт имени Даллеса с использованием 40 тонн биотоплива в комбинации с обычным.