Россия потихоньку окучивает АТР и АСЕАН. Восстановление связей с Лаосом, тесное сотрудничество с Китаем, Индией и Вьетнамом дают Москве надежду, что она благополучно пересидит финансовый кризис. В связи с программой правительства по экономической реинтеграции постсоветского пространства, новые союзники нашей стране явно не помешают.
Экономические достижения России в связи с потерей значительного числа стратегических и торговых партнеров, сегодня гораздо ниже, чем это, в принципе, возможно. Профукав Азиатско-Тихоокеанский регион в пору его восхождения на финансовый олимп, Москва спешно увеличивает темпы построения дружеских отношений. Однако, азиаты - народ, не слишком-то жалующий перемены, поэтому уже давно оседлал конька стабильности и тихо едет, распевая народные патриотичные песни.
Поэтому неудивительно, что Китай, Северная Корея, Вьетнам и Лаос из последних сил удерживают в своих руках эстафетную палочку коммунизма, которую им передал Советский Союз. Правда, только Пхеньян открещивается от либерализации реформ, время от времени показывая свою горе-ракету коварному Западу, зато все остальные вполне смогли соединить в себе лучшее, что есть в коммунистическом режиме и западном капитализме. Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион представляется лакомым куском как для западных стран, мечтающих почти задаром удовлетворить свои потребности, так и для Москвы, рыщущей на просторах планеты, с кем бы сколотить серьезный экономический альянс. И восстать уже, наконец, из финансового пепла.
Инициатива премьер-министра Владимира Путина о создании Евразийского союза, с помощью которого можно было бы серьезно повлиять на мировой рынок, была бы неполной без тех, кто находится за пределами постсоветского пространства. Такие крупные региональные игроки, как Индия, Китай и обе страны Корейского полуострова вкупе с Японией могли бы составить серьезную конкуренцию на пути потребительского торнадо по имени Америка. Но вот незадача: Вашингтон тесно оплел своими финансовыми сетями Пекин, Сеул и Токио, поэтому надежды на то, что вектор этих государств развернется в другую сторону, практически нет.
Читайте также: Лукашенко отнимает последний рубль
И все-таки Москва готова рискнуть и положить конец двуполярному миру, вложить больше рычагов влияния в азиатские руки и наделить их тем самым оружием, без которого экономики развивающихся стран так и останутся в стадии стагнации - инвестиций и энергетических проектов.
Трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", по которому нефть отправляется прямиком на промышленные предприятия Китайской народной республики, газопровод на территории Северной Кореи, жаждущая избавления от экономического упадка, но в то же время не доверяющая почти никому, кто принадлежит к стану капиталистов - тут экономическая поддержка иногда оказывается гораздо эффективнее угроз и шантажа.
И если страны АТР постепенно, но все-таки входят в зону влияния Российской Федерации, не в последнюю очередь благодаря именно долговому ярму Соединенных Штатов и преддефолтной Европе, то государства АСЕАН после распада СССР болтались сами по себе. Возвращение доверия членов этой организации - не просто стратегический шаг, а настоящий подарок для российской экономики. Несмотря на то, что в Лаосе, например, ослабленный контроль со стороны государства и разрешение на частное предпринимательство, экономика азиатского государства не смогла задействовать весь свой потенциал. Недостаточная развитость инфраструктуры тормозит скачок промышленного производства - добычи олова, меди и золота, которая сейчас составляет всего 33 процента от ВВП страны.
Читайте по теме: Россия "обошла" нервных соседей
Лаосская гидроэнергетика также находится в зачаточном состоянии и те перспективы, которые недавно предложила Вьентьяну Москва, не могут не радовать заморских партнеров. Однако есть у Кремля и свои интересы в восстановлении сотрудничества с Лаосом. И не только присоединение к Евразийскому союзу в качестве союзника в долгосрочной перспективе. Хотя представитель российского МИДа Андрей Нестеренко поделился планами дипломатического ведомства: " Глава дипломатии (Сергей Лавров - прим. ред.) намерен подтвердить заинтересованность России в продолжении координации действий с Лаосом в рамках различных интеграционных механизмов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подключении к реализации приоритетных для Лаоса программ освоения и развития бассейна реки Меконг, укреплении диалогового партнерства Россия - АСЕАН".
Чувствуете, как тонко и ловко воплощает в жизнь свою стратегию Владимир Путин? Не успеет Запад оглянуться, как окажется с петлей на шее, заботливо свитой Кремлем. А кроме того, в кратких планах Владимира Владимировича, скорее всего, получение от азиатов признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Одно дело - Венесуэла, Никарагуа и Вануату, которые находятся весьма далеко от Грузии, бдящей свою "территориальную целостность". Признание независимости грузинских экс-анклавов азиатскими государствами - серьезный прецедент для других стран АТР и АСЕАН, который может повлечь "эффект домино", что и подкосит политику Соединенных Штатов в регионе.
Индия, которой Россия, пусть и с трехлетним опозданием, недавно поставила атомную лодку "Нерпа", обладает недюжинными природными ресурсами. Занимая четвертое место в мире по величине ВВП и седьмое место - по науке и технологиями, страна является одним из основных союзников Москвы не только в сфере экономики и внешней торговли, но и в подходе к политическим проблемам. Создание треугольника "Москва-Дели-Пекин" очень нервирует Америку, которая хотела бы усилить противовес Индии растущему влиянию КНР.
Ранее мы писали: Инвесторы Америки запасают сухари
Впрочем, Москве на данном этапе все равно стоит быть аккуратной с новыми "старыми друзьями". Ведь китайская хитрость заключается именно в том, чтобы сидеть "на берегу, пока по реке не проплывет труп твоего врага". Поэтому вопрос правового регулирования китайской диаспоры на российском Дальнем Востоке - не блажь и не прихоть. Взамен Россия может предложить создание совместных предприятий на арендной основе, а затем вовлекать союзников уже не только в экономические альянсы, но и в региональные структуры безопасности. Тем останется только сделать выбор, в какой коалиции им хочется находиться, а для того, чтобы решение стало "правильным", и нужен пряник, да побольше.