Рынок ювелирных изделий нельзя назвать кристально чистым — украшения частенько становятся объектом подделок и мошенничества. Что, разумеется, тлетворно сказывается на репутации ювелиров, которые в рейтинге доверия сродни продавцам подержанных автомобилей. Как избежать обмана и какие аспекты нужно учитывать при выборе ювелирной продукции?
Специалисты утверждают, что сегодня тема ювелирных подделок теряет свою былую актуальность. Любой, даже самый неискушенный покупатель сможет отличить "цыганское золото" от добротного изделия. Однако ювелирная отрасль прекрасно понимает, чем рискует, и готова добиваться доверия потребителя всеми возможными способами, предлагая небольшую "инструкцию по эксплуатации".
Так, заместитель руководителя Геммологического центра МГУ Юрий Шелементьев призывает классифицировать типы мошенничества по четырем разделам: подделка клейма инспекции (при этом золота в сплаве меньше или золота столько же), подделка известной марки при ухудшении качества, подмена камней на синтетические вставки, которые продаются как природные, и, наконец, завышение качественной характеристики камней (при этом цена может быть как у камня высокого качества или соизмерима с ценой этого же камня с низким качеством).
Из наиболее известных ювелирных мошенников можно вспомнить Израиля Рухумовского — одесского ювелира, который изготовил золотую тиару, купленную за 260 тысяч франков Французской национальной академией. Так называемая "тиара царя Сайтферна", якобы найденная на раскопках древней Ольвии, была признана "замечательной античной реликвией" и выставлена в Лувре, пока профессор Фуртвенглер не разоблачил фальшивку. Еще можно вспомнить петербургского фотографа Сабина-Гуса, который подделал так называемые "византийско-грузинские эмали", а также Арманда Хаммера, вывезшего клейма Фаберже из большевистской России в разгар смуты.
Читайте также: Спекулянты "надули" и "нагрели" платину
Но, как оно и принято в нашем государстве, многие полагают, что пока другие воруют, можно и самому булочку украсть. А тем временем эксперты настаивают на законодательных регуляторах. Заместитель генерального директора консалтинговой фирмы "Алмаинтех" Константин Годун считает, что "должно быть или законодательное установление, или определение ювелирного сообщества, которое заинтересовано в репутации и своем долговременном бизнесе. В будущем настанет время, когда Российская торговая организация будет давать аккредитацию (разрешение на торговлю ювелирным магазинам), а Российское ювелирное сообщество контролировать качество товара и услуг".
Пока же такой радости россияне не дождались, предлагаем обратить внимание на следующие моменты при покупке ювелирных украшений. Во-первых, покупатель должен обращать внимание на наличие оттиска государственного пробирного клейма и имени производителя, качество исполнения самого украшения, а также на полноту информации, представленной на ярлыке.
В России есть несколько профессиональных организаций, где специалисты с помощью соответствующего оборудования за небольшие деньги определят подлинность ювелирного изделия или его составных частей — оправы и вставок. Это Московский геммологический сертификационный центр Российской государственной пробирной палаты, Геммологический центр МГУ, Гемологический центр "ГЕМЭКСИМ" при Российском геологоразведочном университете, Международная геммологическая лаборатория "Джи Си Ай" и Система сертификации "Еврогемтест". Стоимость услуг указана в их прейскурантах, которые можно посмотреть на соответствующих сайтах.
До сих пор мошенничество с клеймом остается самой циничной и популярной формой у нечистых на руку "бизнесменов", поскольку поруганию подвергается авторитет нашего государства в лице Пробирной палаты. Увы, это явление получило определенное распространение, и, по сведениям от реальных участников сделок, стоимость нанесения поддельного клейма высокого качества составляет всего 300-500 рублей в зависимости от партии и от региона. Как правило, при подделках клейма одновременно подделывается именник под известное предприятие. В этом случае ставится под удар и репутация добросовестного производителя.
Читайте по теме: Чиновники скупают меха и драгоценности
Самые скандальные случаи — когда появляются признаки того, что подделками занимались сами работники Пробирной палаты. Многие помнят эпизод, обсуждавшийся несколько лет назад в Москве: на территории МЗСС была арестована партия ювелирных изделий с поддельными клеймами. До сих пор не ясно, действовала ли преступная группа, была ли одиночная инициатива неопытной работницы, или завод стал жертвой провокации правоохранительных органов.
Советник генерального директора ювелирного дома "Эстет" Валерий Радашевич так объясняет цели мошенничества: "В ювелирном изделии основную стоимость составляют три составляющих: золото, драгоценные камни и бренд, например Cartier. Бренд может составлять до 300 процентов в розничной стоимости. В этом случае мошенник делает имитацию, ставит фальшивое клеймо и продает по меньшей цене. Неразборчивый покупатель клюет на возможность приобрести известную марку дешево".
Уровень частоты подделки камней (синтетическое выдают за природное или облагороженное за необлагороженное. — Ред.) эксперты оценивают в десять процентов. Но, к слову говоря, синтетика довольно легко отбраковывается большинством геммологов. Самая высокая вероятность приобрести "паленый" камешек наблюдается у изумрудов, рубинов и сапфиров — до 70 процентов от общего потока.
И, наконец, последний писк мошеннической моды — композитные или гибридные рубины: у них трещины и внутренние полости заполнены окрашенным свинцовым стеклом. Пока такие вставки не достигли российского рынка, но на Западе их купить легко; иногда их обозначают терминами composite ruby или hybrid ruby. Особенностью таких "рубиновых уродов" является высокая хрупкость; даже при незначительных ударах или вибрациях подобные вставки могут растрескиваться по причине низкой прочности свинцового стекла. А вот самая низкая вероятность купить облагороженный камень существует у бриллиантов — это связано с трудностями технологического характера, в результате чего облагораживание часто оказывается убыточным.
Международная конфедерация ювелиров CIBJO недавно ввела стандартные коды идентификации драгоценных камней. По идее, на каждой бирке к каждому ювелирному изделию с вставками должна быть указана информация о том, натуральный ли камень (латинская буква N от слова Natural) или же он был подвергнут одному из известных 14 способов облагораживания (коды от B до W). Например, код F (заполнение Filling) — заполнение поверхностных полостей и трещин, достигающих поверхности, бесцветным стеклом, пластмассой, затвердевающей бурой или аналогичными веществами, Н (нагревание Heating) — использование нагревания для изменения цвета на более привлекательный, чистоты и/или феноменов.
Ранее мы писали: Индустриализация покоряет "город невест"
Однако рекомендации CIBJO — всего лишь рекомендации. И даже Гильдия ювелиров России, формальный член CIBJO, в своей "Концепции развития ювелирной промышленности России до 2020 года" говорит только о добровольной сертификации ювелирных изделий и аттестации магазинов.
По наблюдениям московских специалистов, около 90 процентов драгоценных камней в изделиях, поступающих на профессиональную экспертизу, содержат признаки завышенных характеристик по цвету и дефектности более чем на одну позицию. И это самое сложное мошенничество — оно находится на грани закона, и в случае любых претензий продавец всегда может сослаться на неумышленную торговую ошибку.
В любом случае, подделка, какой бы она ни была, — это нарушение закона. И мошенник должен быть наказан. Однако на практике правоохранительные органы весьма редко возбуждают дела по отдельным розничным сделкам из-за их ничтожного государственного масштаба. И здесь на 99 процентов инициатива должна исходить от гражданина. Именно не от потребителя, а от гражданина, то есть социально ответственного совершеннолетнего человека, который способен добиваться справедливости и для себя, и для "того парня".