Отработанное топливо АЭС отправят в новое хранилище — "во глубине сибирских руд". Планы по перевозке тысяч тонн отходов из ядерных реакторов уже вызвали ожесточенные протесты экологов. Однако первый поезд с отработанным топливом Ленинградской АЭС отправится в "сухие" закрома Железногорского горно-химического комбината уже в ближайшее время.
"Сухое" хранение считается более безопасным, чем "мокрое", когда ядерный материал находится в емкости с водой, которая работает как заградительный барьер для излучения. При "сухом" же хранении отходы хранятся в специальных капсулах и могут спокойно, а главное, без вреда для окружающей среды, пролежать так полвека.
Первая очередь "сухого" хранилища в Железногорске была построена осенью 2010 года, и на сегодняшний день, по словам главы Росатома Сергея Кириенко, у этого комплекса нет аналогов в мире. До этого комбинат обходится временным "мокрым" хранилищем, построенным почти тридцать лет назад.
По словам Сергея Новикова, директора департамента коммуникаций Росатома, ядерные отходы гораздо безопасней хранить в постоянном, а не временном хранилище. На "сухом" складе отработанное топливо хранится до тех пор, пока не придет время для его переработки. Сегодня в России перерабатывается всего 16 процентов от общего объема отработанного топлива, хотя в планах Росатома — довести этот показатель до 100-процентного уровня к 2020 году: к тому времени наверняка появятся более эффективные способы переработки ядерных отходов.
Читайте также: Атомные электростанции уйдут под землю
Как правило, отработанный ядерный материал электростанций и атомных подводных лодок отправляется на хранение либо в Железногорск, либо в на завод "Маяк" города Кыштым Челябинской области. А вот отработанное топливо из реакторов типа РБМК-100 (которые использовались в Чернобыле. — Ред.) обычно складируется там же, где его и использовали. По оценкам российского отделения Greenpeace, сегодня в хранилищах лежат 18 тысяч тонн отработанного топлива, причем 10 тысяч тонн из них — результат работы РБМК-1000, которые по сей день используются на Курской, Смоленской и Ленинградской АЭС.
"Транспортировка ядерных материалов по железной дороге — обычное дело, это делается каждый год. Но в этом году планируется отправить 96 поездов — в несколько раз больше, чем обычно", — комментирует Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Greenpeace Russia. В идеале, считают эксперты организации, ядерные отходы должны складироваться там же, где они и вырабатываются.
Читайте по теме: Фундаментальная наука не нужна?
Чупров согласен с тем, что "сухое" хранение безопаснее "мокрого", но отмечает, что факторов риска такая практика не отменяет: это повреждение железнодорожного полотна из-за сверхтяжести груза и вероятность террористических атак составов, проходящих через крупные города — например, Новосибирск. Именно поэтому поезд с отработанным топливом Ленинградской АЭС стал мишенью для нападок сибирских экологов.
"Это не решение проблемы — это просто перемещение ее в другой регион, — считает Олег Бодров, глава Санкт-Петербуржской организации Greenworld. — Мы уже говорили с нашими коллегами из Красноярска, и планируем акции в знак протеста". Сам Бодров, житель Соснового Бора Ленинградской области, узнал о готовящейся отправке радиоактивного груза от рабочих Ленинградской АЭС. Ожидается, что состав пустят в конце января, если процесс загрузки пройдет гладко, говорит Бодров.
Ранее мы писали: Безопасный ядерный реактор
"Маяк" и Железногорск работают не только на Россию — хранилища принимают отработанные ядерных отходы из Финляндии, Словакии и Болгарии, которые "Росатом" обеспечивает топливом. При этом законодательно ввоз ядерных отходов в страну запрещен, правда, с оговоркой: нельзя ввозить только те отходы, которые не могут быть повторно переработаны. А переработкой на сегодняшний день в стране занимается лишь одно предприятие — пресловутый челябинский "Маяк".