Опасное кладбище прочностью в 50 лет

Опасное кладбище прочностью в 50 лет
Опасное кладбище прочностью в 50 лет

Отработанное топливо АЭС отправят в новое хранилище — "во глубине сибирских руд". Планы по перевозке тысяч тонн отходов из ядерных реакторов уже вызвали ожесточенные протесты экологов. Однако первый поезд с отработанным топливом Ленинградской АЭС отправится в "сухие" закрома Железногорского горно-химического комбината уже в ближайшее время.

"Сухое" хранение считается более безопасным, чем "мокрое", когда ядерный материал находится в емкости с водой, которая работает как заградительный барьер для излучения. При "сухом" же хранении отходы хранятся в специальных капсулах и могут спокойно, а главное, без вреда для окружающей среды, пролежать так полвека.

Первая очередь "сухого" хранилища в Железногорске была построена осенью 2010 года, и на сегодняшний день, по словам главы Росатома Сергея Кириенко, у этого комплекса нет аналогов в мире. До этого комбинат обходится временным "мокрым" хранилищем, построенным почти тридцать лет назад.

По словам Сергея Новикова, директора департамента коммуникаций Росатома, ядерные отходы гораздо безопасней хранить в постоянном, а не временном хранилище. На "сухом" складе отработанное топливо хранится до тех пор, пока не придет время для его переработки. Сегодня в России перерабатывается всего 16 процентов от общего объема отработанного топлива, хотя в планах Росатома — довести этот показатель до 100-процентного уровня к 2020 году: к тому времени наверняка появятся более эффективные способы переработки ядерных отходов.

Читайте также: Атомные электростанции уйдут под землю

Как правило, отработанный ядерный материал электростанций и атомных подводных лодок отправляется на хранение либо в Железногорск, либо в на завод "Маяк" города Кыштым Челябинской области. А вот отработанное топливо из реакторов типа РБМК-100 (которые использовались в Чернобыле. — Ред.) обычно складируется там же, где его и использовали. По оценкам российского отделения Greenpeace, сегодня в хранилищах лежат 18 тысяч тонн отработанного топлива, причем 10 тысяч тонн из них — результат работы РБМК-1000, которые по сей день используются на Курской, Смоленской и Ленинградской АЭС.

"Транспортировка ядерных материалов по железной дороге — обычное дело, это делается каждый год. Но в этом году планируется отправить 96 поездов — в несколько раз больше, чем обычно", — комментирует Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Greenpeace Russia. В идеале, считают эксперты организации, ядерные отходы должны складироваться там же, где они и вырабатываются.

Читайте по теме: Фундаментальная наука не нужна?

Чупров согласен с тем, что "сухое" хранение безопаснее "мокрого", но отмечает, что факторов риска такая практика не отменяет: это повреждение железнодорожного полотна из-за сверхтяжести груза и вероятность террористических атак составов, проходящих через крупные города — например, Новосибирск. Именно поэтому поезд с отработанным топливом Ленинградской АЭС стал мишенью для нападок сибирских экологов.

"Это не решение проблемы — это просто перемещение ее в другой регион, — считает Олег Бодров, глава Санкт-Петербуржской организации Greenworld. — Мы уже говорили с нашими коллегами из Красноярска, и планируем акции в знак протеста". Сам Бодров, житель Соснового Бора Ленинградской области, узнал о готовящейся отправке радиоактивного груза от рабочих Ленинградской АЭС. Ожидается, что состав пустят в конце января, если процесс загрузки пройдет гладко, говорит Бодров.

Ранее мы писали: Безопасный ядерный реактор

"Маяк" и Железногорск работают не только на Россию — хранилища принимают отработанные ядерных отходы из Финляндии, Словакии и Болгарии, которые "Росатом" обеспечивает топливом. При этом законодательно ввоз ядерных отходов в страну запрещен, правда, с оговоркой: нельзя ввозить только те отходы, которые не могут быть повторно переработаны. А переработкой на сегодняшний день в стране занимается лишь одно предприятие — пресловутый челябинский "Маяк".

Наталья Синица
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.