Торговая война между Россией и Украиной производит много шума, но пока затрагивает второстепенные отрасли. Таможенный союз решил, что фруктовое мороженое, лед и сорбет для россиян не годятся. И с нынешнего года вводит новые стандарты маркировки для этих лакомств. Под ударом окажутся как российские производители, так и украинские поставщики.
Напомним, что ранее последовал предупредительный залп со стороны главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. "Мы начнем очень внимательно наблюдать за поставками с Украины всего сегмента аграрной продукции, и, прежде всего, молочной, и примем самые жесткие меры при малейшем ухудшении качества. В первую очередь, пострадает малый и средний бизнес Украины, который поставляет продукцию в приграничные регионы и крупные города России", - уточнил направление главного удара глава Роспотребнадзора.
Затем ведомство выразило неудовлетворенность качеством поступающего из Украины сыра. "Анализ находящейся в обороте на российском рынке молочной продукции украинского производства показал, что в последний период произошло ухудшение ее потребительских свойств, что чаще всего происходит из-за бесконтрольного использования растительных компонентов", - отмечается в сообщении. Как считают в Роспотребнадзоре, поступающие из Украины сыры вернее было бы называть "сырным продуктом".
Между тем, за 10 месяцев прошлого года Украина экспортировала в Россию 55,5 тысяч тонн сыров. В числе предприятий, чья продукция вызвала особую тревогу, были перечислены "Пирятинский сырзавод", "Великобурлукский сыродельный завод", "Звенигородский сыродельный комбинат", "Охтырский сыркомбинат", "Гадячсыр", "Техмолпром", "Производственное объединение "Молис", "Хмельницкая маслосырбаза" и крыжопольский филиал ООО "Интер Фуд".
Читайте также: Треть россиян едят мороженое один-два раза в месяц
Впрочем, с запуском Таможенного союза штурмовое подразделение российского правительства в торговых войнах, коим выступал Роспотребнадзор, перестает быть единственным инструментом воздействия на контрагентов. Теперь есть ТС, который всем своими действиями будет намекать Киеву на необходимость сближения.
Указанные виды сладких продуктов вероятнее всего будут переведены в категорию десерты. Но дело в том, что ситуация зависла в воздухе и решение пока не принято. А стало быть, менять упаковку и маркировку для возобновления экспорта в Россию, украинские производители не могут.
И вместе с тем запрет на поставку немолочного мороженого (а это 100 процентов поставляемого из Украины мороженого - прим. ред), уже действует. Но, откровенно говоря, действительно серьезным этот удар назвать нельзя.
Читайте по теме: Роспотребнадзор не рекомендует покупать овощи с рук
Как отмечают "Экономические известия" со ссылкой на данные "Украинского клуба аграрного бизнеса" (УКАБ), экспорт мороженого в Россию в денежном выражении за первые 10 месяцев 2011 года составил около 1,4 миллиона, что составляет около 26 процентов от всего экспорта этого продукта, что составляет 5,3 миллиона долларов.
Кроме России, украинские производители поставляют фруктовое мороженое в Молдавию (почти половина экспорта), а также Израиль, Грузию, Азербайджан, Литву и Казахстан. Доля российского направления по оценкам УКАБ составляет 26 процентов.
Киев грозит пожаловаться в ВТО, а депутат от "Партии регионов" Алексей Плотников называет заявления санитарного врача России Геннадия Онищенко и ограничение экспорта украинских продуктов публичным терроризмом со стороны России - об этом он заявил в эфире "5 канала".
Ранее мы писали: Прокуратура нашла нарушения в "Ашане"
Но Киев никак не сподобится организовать симметричный ответ. Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба страны распространила сообщение о том, что система контроля при продаже в розницу мяса в России угрожает эпизоотическому благополучию Украины. По всей вероятности, это стало ответом господину Онищенко, которого возмутило уравнение украинских граждан с животными.
Достаточно сдержанно стороны ведут себя и в уже традиционном газовом противостоянии. Украина обещает покупать меньше газа и даже опротестовать контракты в арбитраже, однако все это пока на словах.