Молдавский предприниматель Виктор Бостан поставил перед собой амбициозную цель: добиться того, чтобы Молдавия стала не просто цветным пятнышком на карте мира, а крупным производителем винной продукции. Те марки, которые производит сеть винных заводов Бостана - Bostavan Wineries Group - вполне могут соперничать с французскими винами. "Они даже лучше, чем итальянские", - с гордостью добавляет бизнесмен.
В заводы предпринимателя фонд Horizon Capital не так давно вложил 15 миллионов долларов, так что повод для гордости у Бостана вполне законный: не такие в организации сидят меценаты, чтобы вкладываться в убыточное предприятие. Виктор рассчитывает, что Молдавия, известная как производитель вин еще со времен Советского Союза, сможет восстановить утраченные позиции всего за пять лет и составить достойную конкуренцию Франции и Италии.
Главная проблема заключается в том, что за пределами стран бывшего Союза о молдавских винах практически ничего не известно. "Нужно время и деньги, чтобы познакомить мир с ними", - озвучивает очевидное Бостан.
Ион Лука, президент Ассоциации малых производителей молдавских вин, говорит, что Бостан - как раз тот человек, который идеально подходит для этой миссии. Лука называет своего соотечественника одним из лучших виноделов в стране и отмечает, что его группа предприятий является одним из основных игроков на молдавском рынке. "С такой продукцией он сможет создать хороший имидж молдавских вин на Западе", - заключает Лука.
Читайте также: Торговая война Геннадия Онищенко
Бостан намерен пустить часть средств из инвестированных Horizon Capital 15 миллионов долларов на улучшение технологии производства и расширение площади виноградников, однако основная доля вложенных средств пойдет на продвижение бренда и организацию стартовых продаж на новых рынках. Через три года Виктор намерен сделать Bostavan винодельческой компанией номер один в Восточной Европе, а общий объем продаж увеличить до 50 миллионов евро. Для сравнения, в 2010 году оборот Bostavan составил 22 миллиона евро, из которых около 5 миллионов пришлось на чистую прибыль. Россию Виктор также не намерен обходить стороной: его компания планирует наверстать упущенное после введения запрета на импорт молдавского вина в 2006 году, позже, правда, снятого для отдельных винных заводов.
На сегодняшний день под виноград в Молдавии отведена 151 тысяча гектаров земель - это пять процентов от общей площади страны. Расположены виноградники на той же широте, что и знаменитые французские регионы Бордо и Бургундия. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН, ежегодно республика экспортирует вина на сумму примерно в 200 миллионов долларов. На экспорт идет 95 процентов произведенного вина, 78 процентов из которых отправляются в Белоруссию, Россию и Украину.
Бизнесом Бостан занялся в 1992 году, спустя год после развала Союза. С тех пор Виктор успел приобрести и продать несколько винных заводов. Bostavan Wineries Group он создал в 2002 году под Кишиневом, и на сегодняшний день его детище обеспечивает около 50 процентов внутреннего рынка вина и 20 процентов - экспорта. Виноградники Bostavan, занимающие 800 гектаров, обслуживает тысяча сотрудников, еще 50 человек работают в кишиневском офисе Боставана.
Читайте по теме: Акцизы покроют тенью водку и табак
В 2010 году 61 процент Bostavan Wineries Group купил Horizon Capital - частный фонд, работающий с Украиной, Белоруссий и их соседями. Фонд уверен, что Bostavan обладает огромным потенциалом, поскольку это "лучшая винодельческая группа в Молдавии".
"Мы очень впечатлены предпринимательским духом преданного своему делу основателю Bostavan Wineries Group, который не только смог построить четыре высокоэффективных винодельческих предприятия, но и провел свой бизнес через сложные рынки", - говорит партнер Horizon Сapital Ирина Стародубова.
На мысль о виноделии как деле своей жизни Бостана натолкнул его дед. Проведя детство на винограднике около своего родного города Хынчешты, Бостан пошел изучать технологию виноделия в Кишиневский политехнический институт, после чего десять лет отработал технологом на винном заводе в Хынчешты.
С 1992 по 1998 годы Бостан осуществлял свои предпринимательские проекты, основывая, а затем продавая винодельческие предприятия - сначала Bassa Vin, потом - Larga Vin. В 1999 году Босстан восстановил один из заводов в Краснодарском крае и создал предприятие Kuban Vino, которое он продал в 2002 году. В том же году он открыл Bostavan, а уже через год начал выпускать свое флагманское вино Purcari.
Малому бизнесу в 1990-е приходилось проще, чем сейчас, констатирует Бостан. "Тогда все учились делать бизнес, и ошибки были не такими уж страшными", - поясняет он. Теперь, когда Bostavan хочет заявить о себе всему миру, ставки стали гораздо выше. Сейчас основными зарубежными партнерами компании являются Польша, Румыния, Чехия и Словакия, на долю которых приходится в совокупности 35 процентов продаж Bostavan, однако компания не ограничивается только Восточной Европой - вино продается и в Германии, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Китае, Южной Корее и Соединенных Штатах.
Ранее мы писали: Паника по салу отменяется
"Международные конкуренты очень сильны, поэтому мы должны много работать и уметь соревноваться", - говорит Бостан. У Bostavan это получается весьма неплохо: компания неоднократно одерживала победы на международных конкурсах, таких, как Wine and Spirit Competition в Лондоне и Prowein в Дюссельдорфе. Это помогло не только привлечь новых клиентов за рубежом, но и улучшить репутацию молдавской винодельческой отрасли в целом.
В 2006 году отрасль столкнулась с проблемой: Россия ввела эмбарго на ввоз грузинских и молдавских вин, объяснив это небезопасностью ввозимой продукции. Несмотря на то, что этот шаг был воспринят как политически мотивированный, Bostavan от этого легче не стало: для компании, как и для ряда других виноделов, это стало серьезным ударом - они полагались на Россию как на свой основной экспортный рынок. Компании Бостана пришлось закрыть свой московский офис и уничтожить 3,5 миллиона бутылок вина.
Год спустя для 40 молдавских производителей запрет был снят, еще 13 попали под "винную амнистию" в 2010 году, но экспорт из Молдавии в Россию все еще далек от своего прежнего уровня. Если до введения эмбарго Bostavan продавал в России 15 миллионов бутылок вина, то сейчас - только 2,5 миллиона, в шесть раз меньше. Кроме того, в первой половине 2011 года общий объем молдавского экспорта вин в Россию сократился более чем вдвое по сравнению с первым полугодием 2010 года - с 34,7 миллиона долларов до 16,8 миллиона.
Читайте еще: Винная политика: ждет ли Россию алкогольный бунт?
Тем не менее, Бостан не теряет оптимизма: по его словам, за три года он вполне сможет добиться того же объема поставок, что были до введения эмбарго. В августе 2011 года Бостан начал продавать вино своего самого популярного бренда Purcari черед российского дистрибьютора "Легенда Крыма", и специально для россиян выпустил на рынок новый бренд - "Черный доктор". Бостан намекает, что как владелец малого предприятия он столкнулся с коррупцией, но в подробности вдаваться отказывается. "Коррупция существует во всех странах - в одних больше, в других меньше", - замечает он.
Формула успеха молдавского винодела из года в год не меняется: "Учиться, учиться и еще раз учиться, как говорил великий Ленин. Я бы сказал - работать, работать, и еще раз работать. Тогда и придет успех. Ты должен много работать, быть серьезным и, конечно, оставаться профессионалом".