Главным макроэкономическим итогом минувшего года для России можно назвать гигантский отток капитала, который составил 84,2 миллиарда долларов. Деньги из нашей страны утекали быстрее только в кризисный 2008 год, когда миграция инвестиций из экономики составила почти 130 миллиардов. Тем не менее, эта угрожающая тенденция практически никак не отразилась на принятом в декабре трехлетнем бюджете.
Основными причинами массового исхода иностранных инвесторов из отечественной экономики эксперты единогласно называют ее крайне туманные перспективы, как в местном, так и глобальном значении - вкупе со стабильно плохим инвестиционным климатом в России.
Соединенные Штаты балансируют на грани рецессии, а в странах Евросоюза она, судя по итогам четвертого квартала 2011 года, уже началась. Даже в Германии, которая доселе демонстрировала завидную стойкость перед лицом бушующего в еврозоне долгового кризиса, отмечено незначительное, но все-таки сокращение ВВП. На этом фоне неудивительно, что глобальный капитал уходит с высокорисковых развивающихся рынков в наиболее надежные активы, которыми, несмотря на все проблемы последнего времени, продолжают оставаться облигации американского казначейства. И пусть российская экономика по итогам года продемонстрировала весьма приличный рост, составивший по словам премьера Владимира Путина, порядка 4,2 процента ВВП, отток инвестиций все равно оказался угрожающе высоким.
Читайте также: Счетная палата подсчитала нарушения 2011 года
Поскольку на макроэкономическую ситуацию в Америке и Европе Россия повлиять не в силах, первоочередной задачей российских властей становится подготовка собственного хозяйства к последствиям зарубежных пертурбаций. Ведь сомневаться в том, что они нас затронут, не приходится. Во-первых, замедление экономик крупнейших потребителей энергоресурсов неизбежно скажется на цене нашего главного экспортного товара - нефти, а во-вторых, на агонизирующий в тисках долгового кризиса Евросоюз приходится 60 процентов российской внешней торговли. Потому на первый план выходит опережающее проведение структурных реформ в отечественной экономике, которые могли бы повысить ее инвестиционную привлекательность. Этому по-прежнему препятствуют административные рычаги воздействия и связанный с ними разгул коррупции, зависимость от цен на нефть, невысокая производительность труда, недостаточное развитие инфраструктуры, а также низкая эффективность государственных инвестиций.
Пока что успехи на пути преодоления этих традиционных для отечественной экономики проблем, несмотря на всю "модернизационную" риторику властей, практически отсутствовали. Красноречивым, хотя далеко не единственным подтверждением провала всех усилий правительства в этом направлении стали данные Счетной палаты о масштабах нарушений при расходовании бюджетных средств в 2011 году, говоря по-простому - воровства из казны. Подчиненные Сергея Степашина оценили прошлогодний ущерб государства в 718 миллиардов рублей. И, скорее всего, это сильно заниженные цифры.
"То, что проверила Счетная палата - только одна из частей реальных финансовых оттоков, которые есть у нас в бюджете. Потому что Счетная палата не имеет права (нет у них полномочий) четко проверять госкорпорации. Потому что средства, когда они перечислены в госкорпорации, уже не являются бюджетными. То же можно сказать про средства, которые сейчас очень любят перечислять в виде вложений в уставные фонды акционерных обществ. После того, как деньги туда перечислены, они тоже уже не являются бюджетными. Сейчас все время придумывают различные формы расходования бюджетных средств таким образом, чтобы их куда-то перечислить, куда нога Счетной палаты ступать не должна. Расходование около половины от доходов бюджета вызывает большие вопросы: а это где-то три-четыре триллиона рублей", - отметила в интервью Радио "Свобода" член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Читайте также: Доллар спокоен, евро в истерике
И такие астрономические масштабы воровства вскрываются только по расходованию бюджетных средств. Недаром в новом рейтинге экономической свободы, обнародованном The Wall Street Journal, наша страна находится на 144 месте, сразу перед Центрально-Африканской республикой. Соседство державы, претендующей на роль одного из ключевых игроков глобальной экономики, с одной из беднейших стран мира, которая известна только диктаторами-каннибалами, выглядит весьма красноречиво. Неудивительно, что инвесторы голосуют долларом против экономической политики российских властей.
Однако, если судить по принятому в конце прошлого года бюджету, рассчитанному в этот раз на три года вместо одного, существенных корректировок в ней пока не предвидится. В наступившем году расходы на социальные нужды, госаппарат, оборону и правоохранительную деятельность в совокупности превысят 65 процентов бюджета страны. В то время как на реализацию инфраструктурных проектов в экономике, региональную политику, образование и здравоохранение будет потрачено менее четверти всех средств. То есть львиная доля бюджета по-прежнему приходится на экономически неэффективные конъюнктурные траты, в то время как носящие стратегический характер инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал планомерно сокращаются в процентном соотношении.
Читайте также: Кудрин клянет сырьевую иглу
И дальше будет только хуже. К 2014 году расходы на армию и полицию должны превысить объем социальных ассигнований и составить более трети всех трат, в то время как трансферты регионам, затраты на развитие экономики, финансирование системы образования и здравоохранения сократятся более чем на 10 процентов. Очевидно, что в условиях нарастающей экономической и политической нестабильности власти делают ставку на силовиков в ущерб интересам социально-экономического развития страны.
Возникает вопрос, за счет каких ресурсов планируется покрывать эти опережающие экономически неэффективные расходы, если ожидать нового скачка цен на углеводороды не приходится. И ответ также кроется в структуре утвержденного бюджета. Быстрее, чем объемы финансирования военных и полиции будет увеличиваться только одна статья расходов - обслуживание госдолга. К 2014 году она вырастет более чем в полтора раза. Власти готовятся активно занимать за рубежом. Чем только отдавать собираются, неясно, если предпосылки для экономического развития создавать не спешат.
Во всех этих безрадостных расчетах утешает только то, что откровенно предвыборный проект бюджета, скорее всего, выполнить не удастся. Реальная социально-экономическая ситуация в стране и в мире внесет свои безапелляционные коррективы. Ведь у нас уже пытались ввести трехлетний бюджет, аккурат накануне глобального кризиса 2008 года. Не вышло. Но власти, похоже, готовы снова наступить на знакомые грабли.