Федеральное дорожное агентство предлагает увеличить период эксплуатации автомобильных дорог в два раза. Исправлять асфальт теперь собираются один раз в двенадцать лет. Ведомство отдаст на аутсорсинг специальное исследование, где представит методы реализации этих планов. Но способы строительства долговечных и ровных дорог миру давно известны.
Исследование обойдется в 3,8 миллиона рублей и должно быть завершено к марту текущего года. Нынешние нормативы для отечественных дорог - 4-6 лет межремонтной эксплуатации в зависимости от условий и категории трассы. Но в реальности эти сроки не соблюдаются.
"У нас последние 30 лет ремонт дорог проводился на 25-30 процентов, на федеральных дорогах капитальный ремонт проводится раз в 25-30 лет, на региональных - раз в 80 лет", - рассказывал замминистра транспорта РФ Олег Белозеров в ноябре на пятом международном форуме-выставке "Транспорт России".
Дорожники пеняют на отсутствие финансирования. В минувшем году на ремонт и строительство дорог федеральные было потрачено в общей сложности около 710 миллиардов рублей. Сейчас отдельные государственные программы запущены для внутригородских коммуникаций и федеральных трасс. В частности, по программе "Развитие транспортной системы" на 2012-2019 годы на ремонт и содержание федеральных трасс отводится 1,7 триллиона - это и есть основная статья расходов реанимированных дорожных фондов.
По усредненной оценке Минтранса, цена километра федеральной трассы составляет около 41 миллион рублей. Надо полагать, показатель объединяет цену вопроса на Севере и в Краснодарском крае. В большинстве западных стран аналогичное "усредненное" строительство (по статистике того же Минтранса) обходится вроде бы дороже, однако конечные российские сметы зачастую на порядки превосходят цену западных аналогов. А с учетом частоты ремонтов российская автомобильная сеть является наиболее дорогостоящей в мире. При этом ремонтируется далеко не все и не по плану.
А что же предлагаемые дорожным агентством изменения? Как поясняет "Известиям" генеральный директор Российского государственного дорожного научно-исследовательского института Константин Могильный в предлагаемом комплексе мер увеличения срока межремонтной эксплуатации дорог, большинство пунктов носят сугубо документальный характер и касаются плановых работ, куда входит замена верхнего асфальтового слоя и исправление видимых повреждений.
По нынешним нормативам капитальный ремонт покрытия должен происходить раз в 12 лет. Предполагается ли после принятия новых нормативов объединить текущий и капитальный ремонт - пока не ясно.
Ранее мы писали: Не все то золото, что АТЭС
В ближайшие 10 лет правительство России намерено потратить 8,4 триллиона рублей на строительство и ремонт дорог, заявил на сентябрьском съезде "Единой России" премьер-министр Владимир Путин. Ключевой вопрос, впрочем, остался - сколько средств уйдет именно на строительство, а сколько - на ремонт. Стране необходимо резко увеличить объемы ввода в строй новых дорог. Однако качество асфальтовых дорог в последнее время вызывает все больше нареканий, равно как и недолгий срок их безремонтной службы.
Строительство новых дорог "общепринятого" качества равносильно резкому увеличению расходов в ближайшем будущем на поддержание их в нормальном состоянии, то есть новым значительным тратам, которые бьют по карманам всех граждан и, как сейчас, не будут поспевать за развалом "скоропортящихся" асфальтовых дорог.
Как это происходит, видно на примере Москвы. В ноябре глава московской администрации Сергей Собянин на пятом международном форуме-выставке "Транспорт России", напомнил, что "за последние годы по ряду причин качество дорог оставляло желать лучшего, поэтому мы более чем в 2,5 раза увеличили объем ремонта дорог".
В 2011 году в городе было отремонтировано 24,5 миллиона квадратных метров дорог, причем 580 тысяч - капитально. А вот с 2012 года капитальный ремонт планируется сократить на четверть - до 447,7 тысяч квадратных метров. За счет этого дорогой сердцу чиновника и бюджету текущий ремонт дорог будет производиться чаще.
Читайте по теме: Первые дороги в Британии сделали не римляне
"Росавтодор" в ближайшее время собирается потратить около 68 миллионов рублей, на разработку новых материалов для дорожного покрытия и методических способов их внедрения. Однако речь о новых материалах и методах ведется лишь в последнюю очередь, отмечают "Известия". Хотя именно эти вопросы и должны ставиться во главу угла.
Наиболее успешным аналогом асфальту в мире считаются цементобетонные дороги. Наиболее успешная технология - создание дорожного полотна из преднапряженных железобетонных плит. Такие магистрали дороже по своим первоначальным затратам, их прокладка в наших условиях также имеет ряд логистических и строительных особенностей. Но в целом они обходятся намного дешевле за счет долгого срока эксплуатации. Это, что немаловажно, доказано опытом эксплуатации практически вечных отечественных "бетонок".
Конечно, это невыгодно целому ряду нынешних игроков сектора. В том числе нефтяникам, которые поставляют устаревшие марки битума для асфальтовых покрытий. При этом необходимый объем средств на постоянную поддержку асфальта Министерство финансов обещает выделять только с 2014 года.
Штрафной удар по столичным водителям