"Газпром" приостановил поглощение "КЭС-Холдинга" Виктора Вексельберга и создание гиганта в сфере генерации энергии, который должен был появиться уже в начале текущего года. Монополия отозвала из ФАС ходатайство о приобретении актива, но стороны утверждают, что продолжают обсуждать параметры сделки по превращению газовой монополии в лидера энергорынка.
ГЭХ и КЭС объявили о готовящейся сделке в июле. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сообщили о намерении завершить процесс слияния компаний к началу 2012 года. В обмен на КЭС структуры Виктора Вексельберга должны были получить не менее 25 процентов плюс одна акция ГЭХ, который пока целиком принадлежит "Газпрому". Газовому гиганту отходило 75 процентов минус одна акция.
В результате сделки "Газпром" моментально занял бы лидирующие позиции на российском энергетическом рынке. Одновременно его покинул бы крупнейший частный инвестор. В случае слияния "Газпром" нарастил бы свою долю среди генераторов, и под контролем монополии оказалось бы шесть ТГК из четырнадцати.
В 2007-2008 годах "Газпром" приобрел контрольные пакеты крупнейшей энергогенерирующей компании России "Мосэнерго" и двух оптовых генерирующих компаний - ОГК-2 и ОГК-6, а также территориальной генерирующей компании ТГК-1. Таким образом, суммарная установленная мощность всех "газпромовских" компаний составляет 37 ГВт, то есть 17 процентов от совокупного показателя российской энергосистемы.
Читайте также: Россия манит американский бизнес
Согласно экспертным оценкам, стоимость крупнейшего игрока отечественного энергорынка составила бы от 14 до 15 миллиардов долларов, под контролем компании могло оказаться около 25 процентов всего российского рынка электроэнергии - речь идет о потребителях из наиболее густонаселенной европейской части страны.
Планируемая сделка вызвала неудовольствие Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития. В октябре глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство готово одобрить слияние при условии продажи лишь части активов, так как сделка приведет к появлению монопольного оператора на рынке. По мнению Артемьева, сосредоточение генерирующих мощностей в руках газовой монополии является "нежелательным с точки зрения антимонопольного законодательства".
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина обратилась с официальным письмом первому вице-премьеру и председателю совета директоров "Газпрома" Виктору Зубкову, который по каким-то неведомым причинам до сих пор находится в составе топ-менеджмента, невзирая на указания главы государства. В послании отмечалось, создание супермонополии может привести к росту цен на электроэнергию.
Читайте по теме: Бюджет Украины загнется от газа
Консолидация энергетических активов в руках государственных компаний стала одной из заметных тенденций минувшего года. Осуществляется она с помощью обратного выкупа активов. В минувшем году компания "Интер РАО" приобрела у "Норильского никеля" ОГК-3, а в нынешнем "РусГидро" может войти в капитал "Евросибэнерго", принадлежащему Олегу Дерипаске.
Планируется, что государственная корпорация получит около 30 процентов бумаг компании в обмен на бывший госпакет "Иркутскэнерго", плотины Ангарского каскада и блокирующий пакет "Красноярской ГЭС". Также говорилось о возможности продажи бывшей ТГК-4 ("Кварда", группа "ОНЭКСИМ") компании "Интер РАО". Кроме того своего покупателя ждет и ТГК-14, а группа "Синтез" находится в поиске стратегического инвестора для ТГК-2.
Ранее мы писали: Турция идет на Украину огородами
Учитывая то, что инвесторы не очень довольны сохранением тарифов и ограничением их роста, не исключено, что в скором будущем они задумаются о продаже своих активов. Речь идет о бывших ОГК-4, ОГК-5 и ТГК-10, которые принадлежат E.On, Enel и Fortum соответственно, уже упоминавшиеся ТГК-2 и ТГК-4, ТГК-8 ("Лукойл"), ТГК-12 и ТГК-13, принадлежащие собственникам СУЭК.
Стоит напомнить, что возможность приобретения активов КЭС рассматривалась и еще одним государственным энергетическим холдингом - "Интер РАО ЕЭС". Причем по данным Ъ, у "КЭС-Холдинга" до сих пор имеется многомиллиардная задолженность перед "Интер РАО ЕЭС", которая возникла еще во время выкупа Виктором Вексельбергом активов главной генерирующей компании страны.