Новый год многие начинают с мантры "Работа, найдись!". Январь - один из любимых месяцев тех, кто решил начать новую жизнь и поменять работу. Удача идет не ко всем: отдельные отрасли впали в глубокую кому, и работяг можно сравнить со скалолазами, цепляющимися за уступы, чтобы не сорваться в пропасть. Но есть и настоящие везунчики - это горняки.
Впрочем, в одной отрасли дела идут более чем хорошо - это добыча полезных ископаемых. Стремительный рост этого сектора экономики на фоне роста цен на сырье вылился в катастрофическую нехватку персонала в отрасли. Для специалистов это значит, что теперь они могут позволить себе и поторговаться, поскольку работников горнодобывающей и угольной промышленности конкурирующие компании стараются заманить к себе всеми правдами и неправдами.
По данным Deutsche Bank, за последние пять лет зарплата среднего служащего компании, входящей в "большую четверку" - BHP Billiton, Rio Tinto, Anglo American and Xstrata - выросла на какие-то невероятные 211 процентов. Самые жирные условия сегодня - в Австралии. Возросший спрос Азии на сырьевые товары вкупе с жесткими иммиграционными ограничениями привел к тому, что даже простые австралийские шоферы получают от 150 до 180 тысяч долларов в год, пусть их водительский стаж и ограничивается только практикой в автошколе - на работу берут даже новичков. Еще больший спрос - на горных инженеров и геологов.
Понятно, что за такие деньги люди далеко не варенье едят. К примеру, в Пилбара, горнопромышленном центре в штате Западная Австралия и одном из основных поставщиков железной руды в мире, рабочих называют "людьми на два года": говорят, что они могут выдержать в Пилбара максимум лето и две зимы. Непомерные зарплаты, тем не менее, делают свое дело: за последние несколько лет в шахтерские города Австралии приехали более 100 тысяч человек. Большинство из них работают по принципу "прилетел - улетел", чаще всего по графику 7-7-7: семь дневных смен, семь ночных и семь дней отдыха дома.
Читайте также: ОПЕК спасет мир от дефолта?
Шерона Селкирк, 31-летняя "прилетчица", устроилась водителем грузовика на одну из шахт в Западной Австралии в начале 2011 года. Опыта у нее не было никакого, однако на подготовку ей потребовалось всего две недели - теперь Шерона перевозит железную руду и работает сменами по 12 часов. "В этом есть свои плюсы - деньги, но мне приходится нелегко: работа тяжелая, - говорит она. - Я бы не сказала, что это физически тяжело - в кабине есть кондиционер, я могу слушать музыку, но смена длится очень долго, и на мне лежит большая ответственность - я отвечаю за машину стоимостью в четыре миллиона долларов".
Как и большинство ее коллег, Шерона не намерена работать так вечно. Однако отказаться от больших денег сложно: по данным Australia's Commonwealth Bank, "синие воротнички" здесь получают на 62 процента больше, чем в среднем по стране. Такая разница в зарплатах оборачивается перекосом местных экономик: в душном прибрежном городе Каррата, где живут рабочие, цены на жилье сопоставимы с сиднейскими (причем за квартиры в самых престижных районах - прим. ред), а вопрос нехватки жилья встал настолько остро, что самым невезучим работягам приходится жить в вагонах и контейнерах.
Читайте по теме: Великий алмазный передел
"Этот бум продолжается уже полтора года, - замечает Ник Иствуд, старший консультант британского агентства по подбору кадров для горнодобывающих предприятий. - Зарплаты резко выросли, а это значит, что в Австралию возвращается все больше экспатов, оставляющих за собой пустые места в Африке, Казахстане и где бы то ни было еще".
Вопрос нехватки рабочей силы коснулся не только Австралии. С резким притоком инвестиций после глобального кризиса столкнулись многие страны. По всему миру горнодобывающие компании борются за привлечение квалифицированных ветеранов отрасли с опытом работы в разных странах. Нехватка у наемных работников необходимых навыков - вторая проблема отрасли. Первая - это "ресурсный национализм", или попытки властей урвать как можно больший кусок "горной" прибыли.
Ранее мы писали: Чилийские горняки хотят обогатиться за счет своей истории
Разговоров о том, что в отрасль нужно усиленно внедрять автоматизацию, ведется предостаточно. В том же самом Пилбара компания Rio Tinto, занимающаяся добычей железной руды, имеет 150 грузовиков-"беспилотников". Корпорация также может похвастаться самым большим в мире флотом, который управляется из операционного центра в Перте в полутора тысячах километров.
Автоматизация - вопрос не столько сокращения рабочих мест, сколько повышения безопасности и эффективности. Пусть к каждому грузовику и не нужно приставлять водителя - все равно нужен кто-то, кто будет сидеть у пульта с джойстиком в руках. Эксперты считают, что горнодобывающим компаниям нужно в корне поменять подход к принципам найма: вместо того, чтобы делать ставку на соблазнительную зарплату, им лучше больше вкладываться во внутренние программы подготовки кадров и предложить университетам ввести отраслевые курсы.