Бюджет России празднует победу. Впервые правительство избавило его от дефицита, превратив государственную казну в копилку, а не дырявую мошну. Чудо случилось за счет сырья - цена барреля подскочила до ста долларов. А будет ли нефть стоить 250 американских рублей? И намерены ли мы продвигать на рынок новую конкурентоспособную марку Arctic Light?
Одна из отраслей реального сектора экономики - нефтяная - грозит превратиться в настоящий потребительский рынок. Прогнозы на ближайшие годы неутешительные: потребность в "черном золоте" будет только расти, при этом непонятно, как за него будут расплачиваться многочисленные импортеры. Мировой финансовый кризис, подкосивший экономики многих развитых стран, постепенно расчищает дорогу постиндустриальным государствам из Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Лучшие друзья России в борьбе с однополярным миром приняли решение совместными усилиями использовать свои ресурсы для оказания давления на западных партнеров.
Пока Германия, не обладающая серьезным сырьевым потенциалом, прибирает к рукам половину европейского континента с помощью долгового хомута, Россия проводит мощную экспансию на энергетическом рынке. Ее темпы добычи нефти заставили членов ОПЕК спешно привести свои реальные производственные показатели в соответствие с официальными бумагами. Саудовская Аравия, которая долгое время отказывалась наращивать объемы добычи, капитулировала на фоне меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Значит ли это, что в скором времени из-за неплатежеспособности потребителей нефти станет слишком много, и для ее сбыта придется снижать планку цен для многих стран? Соответственно, те, кто заряжают в свой бюджет доходы от энергоресурсов по максимуму или усредненному показателю, могут оказаться в зоне риска.
Читайте также: Нефтяные подарки от Уго Чавеса
Согласно BP Statistical Review of World Energy, за 11 лет с 1998 по 2009 год потребление нефти возросло на 12,6 процента и составило в 2009 году чуть менее 3,9 миллиардов тонн. Больше всех энергоресурсов потребляют Соединенные Штаты Америки - для них уже не просто недостаточно углеводородов, которые страна добывает самостоятельно, а мало даже тех, которые были получены в результате многочисленных "гуманитарных интервенций". На следующих местах комфортно расположились Япония, Индия, Китай, Россия и Бразилия - государства, которые в свое время удачно вложились в модернизацию и строительство производств по всей стране, проигнорировав рекомендации Международного валютного фонда по экономическим реформам.
Однако, кроме сладких плодов индустриализации, им приходится пожинать и горькие - в виде затрат на обеспечение всего промышленного комплекса. Но стоит отметить: если Вашингтон после кризиса 2008 года сократил потребление нефти в целом на десять процентов, то члены БРИКС вообще не заметили, что в мире творится нечто страшное, и продолжили развивать собственные экономики. Сейчас же, когда Соединенные Штаты вновь угрожают непокорному Ирану ворохом экономических санкций, тот планирует "зажать" собственную нефть для "плохих" западных стран и продавать топливо исключительно друзьям. Тегеран, являющийся одним из основателей ОПЕК, пригрозил, что в таком случае цена за баррель может взлететь до небес, и потребители дружно пойдут за дровами.
Читайте по теме: ОПЕК льет нефть через край
"Нужно понимать физический смысл таких заявлений. Если вспомнить 2008 год, когда нефть дошла до 150 долларов за баррель, уже тогда экономики стран-импортеров начали трещать по швам. Если нефть обновит свой исторический максимум, потребление начнет уменьшаться. И кто будет покупать такую нефть? Если смотреть на оптимистичный вариант событий, то мы пока прогнозируем тестирование исторического максимума - 130-140 долларов в следующем году. Пока у нефти все хорошо, несмотря на то, что с апреля 2011 года она находилась в поднимающемся тренде, и если она не будет пробивать уровень в 100 долларов, то рост возобновится. Нельзя забывать и о второй волне кризиса, которую ждут третий год, а ее все нет. Разумеется, все стали об этом забывать, поскольку память у рынка, к сожалению, не столь долгосрочна, как хотелось бы. И проблемы, которые были в 2008-2009 годах, никуда не делись - их просто залили деньгами. Если начнутся серьезные проблемы в Европе и Америке, то мы не исключаем, что цены вообще уйдут до 90 долларов за баррель", - прогнозирует ситуацию аналитик нефтегазового сектора ИК "Баррель" Анна Анненкова.
Получается, что при нынешнем уровне цены на нефть, наш профицитный бюджет имеет все шансы продержаться и не затягивать поясок. И все-таки наша экономика очень сильно зависима от поставок углеводородов, а учитывая, что в нашем необъятном государстве велика коррупционная составляющая, когда транзакционные издержки регулярно только растут, то даже без изменения цен проблем прибавится. А бюджет вновь превратится в дефицитную "тыкву".
"Насколько мне известно, сейчас правительство собирается действовать по сценарию девяностых годов: сначала проесть все, что есть - резервные фонды, а потом брать в долг. И это довольно опасно. Можно учитывать цены на нефть, но поднимать планку безубыточного бюджета бесконечно просто невозможно. Следующий год для нас будет очень неспокойным, и здесь к внешним рискам прибавятся еще и внутриполитические", - добавляет наша собеседница.
Ранее мы писали: Новый поворот каспийской нефти
Но надежда есть. Ее возлагают на новые марки нашей, родной, нефти - Siberian Light и Arctic Light. Пока объемы поставок составляют порядка 20-30 миллионов тонн, но если увеличить поставки до планки в 50 миллионов, тогда на мировом рынке на них могут обратить внимание. У Arctic Light очень хорошее качество, и если ее продвигать, то она будет торговаться выше, чем известный бренд Urals, где примешивают еще и тяжелую нефть. Особенно, если условия поставок будут более удобны для потребителя, нежели сейчас.
И все-таки есть в бочке меда своя десертная ложечка дегтя. Радужные перспективы - это, конечно, хорошо. Но не стоит забывать о спекулятивной составляющей. Если брать мировой рынок в целом, то от всех объемов поставок, реальных насчитывается от 2 до 5 процентов - это те договора, которые заканчиваются экспортом. Поэтому важнее всего знать, как в следующем году сыграют на нефти инвестиционные банки.