Сельское население России стремительно сокращается. По итогам Всероссийской переписи потери деревень в три раза превышают городские. Для одной шестой части суши массовые исходы из сел крайне невыгодны. Страна не только не использует свои земли, но и напрямую несет убытки по обеспечению дотациями неразвитых территорий, которые необходимо обслуживать.
Перепись, как и ожидалось, обнаружила печальные тенденции. За последние восемь лет население уменьшилось на 2,3 миллиона человек. При этом, как пишет «Российская газета», особенно пострадали деревеньки: потери сельского населения в три раза больше, чем городского. Умирают не только люди, но и сами деревни. В 2002 году статистики впервые зафиксировали массовое опустынивание российских сел, и в последующие годы этот процесс продолжился. С тех пор число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысячи.
По словам представителя Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН Александра Баранова, в России сложилась парадоксальная ситуация. «Начиная со времен революции, ничего не сделано для села. А ведь мы всегда были аграрной страной. Мы можем накормить не только страну, но и весь мир. А об этом не любят говорить и вспоминать. В России даже нет аграрной партии», - сетует ученый.
«При наших территориях и возможностях мы едим не ту пищу, дышим не тем воздухом. Важно дать поддержку, тем людям, которые хотят работать на селе, убедить молодежь, что это хорошо и выгодно. Жить на свежем воздухе, работать на земле - это здоровье. Надо создавать условия», - подчеркнул Баранов.
По мнению экспертов, спасти ситуацию способно развитие органического сельского хозяйства и экологического туризма, что обеспечит устойчивость множества отраслей, занятость населения, высокие уровень и качество жизни сельского населения. Россия имеет огромный потенциал для развития данного направления - самая большая территория, 38 процентов запасов чернозема, большие запасы пресной воды, уникальную природу, разнообразие климатических условий, богатое историко-культурное наследие. Производство экологически безопасной продукции является перспективной формой хозяйствования - об этом свидетельствует и стремительно растущий спрос на нее. Сегодня рынок экопродукции составляет по разным оценкам 1,8 - 2,4 миллиарда рублей в России, а в Европе он сейчас в десятки раз больше и продолжает расти более чем на 30 процентов ежегодно. Многие покупатели желают исключать из своего рациона продукты питания, которые содержат ГМО, красители, усилители вкуса, эмульгаторы и стабилизаторы.
По примеру западных стран, развивать органическое производство наиболее эффективно могут семейные экофермы. Процесс их создания и объединения небольших фермерских хозяйств уже идет. Однако ситуация с развитием органического сельского хозяйства в России неоднородна. «Органическое земледелие сегодня развито в Белгородской области, Владимирской, Костромской, Свердловской», - отметил Баранов.
Примером работы подобного рода может являться профессиональное объединение «Экокластер». Оно является детищем владельца экофермы «Коновалово», успешного бизнесмена Александра Коновалова. Объединение имеет свою уникальную систему сбыта по всей России и насчитывает более 30 партнеров из России и других стран мира. Помимо экофермеров в такой союз вошли производители и поставщики экопродукции и экотуризма. Организация создала единый бренд и систему контроля качества. На основе существующих наработок, «Экокластер» готовит к реализации программу по созданию в России национального агро-туристического комплекса.
Программа подразумевает частно-государственное партнерство по созданию сети семейных экоферм и экоотелей в соседстве с объектами социальной инфраструктуры (центры реабилитации и ресоциализации нарко- и алкоголезависимых людей, музеи национальной самобытности, центры ремесел, инкубаторы агробиоразнообразия). Такой проект позволит решить целый комплекс вопросов. «Это выгодно и государству и населению. Создаются рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, улучшается инфраструктура, воссоздается культурное наследие, люди получают полноценное органическое питание», - говорит Александр Коновалов.
По его словам, «если в каждом регионе РФ создать хотя бы 2-3 экофермы, которые будут производить органические продукты питания и принимать туристов, то, учитывая наш опыт, смотрите что получится в цифрах: оборот этих экоферм в год составит 3 миллиарда рублей. Это даст государству 180 миллионов рублей налогов. Рабочие места по минимуму получат около 20 000 человек, не включая сопутствующее обеспечение, например, поставку кормов. Экофремы смогут принять 15 000 туристов, включая иностранных. Если посмотреть отдельно по продуктам, то Россия получит 500 000 тонн органического мяса в год, 2 млн литров натурального молока, 440 000 экологически чистых яиц, 400 тонн органического картофеля».
«Наше предложение уже вызвало большой интерес, потому что оно апробировано на практике, есть бизнес план, готовая система сбыта, бренд, упаковка, логистика. Продукция гарантированно продается. Многие регионы уже имеют наработки, развивают это направление, но в основном все испытывают проблемы со сбытом. У нас же вся продукция гарантированно продается. Мы обеспечиваем полный цикл. Нашу инициативу поддержали в Чувашии, Воронежской области. Очень серьезные инвесторы проявляют интерес, мы ведем активные переговоры», - отметил фермер. Это очень своевременно, так как Россия отстает от всего мира в сфере экопродукции и экоуслуг на 15-20 лет. Пришло время наверстывать упущенное.
Сейчас наиболее подходящий для этого момент, считают эксперты. За последние десять мировой рынок экопродуктов вырос более чем в 3 раза, с 18 до 60 миллиардов долларов. Согласно прогнозам, к 2020 году его оборот может достичь 200-250 миллиардов. Лидирующие регионы производства экопродукции - Европа и Северная Америка, лидирующие рынки - США, Германия, Великобритания и Франция. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), объем российского рынка экопродуктов - 60-80 миллионов, что составляет 0,1 процента от всех продуктов питания. В основном это импорт, главный поставщик - Германия.
В ближайщих планах Коновалова - завезти в Подмосковье свиней породы мангалица. Дело в том, что эта уникальная порода идеально подходит для органического сельского хозяйства, которое Александр Коновалов активно развивает в России, кроме того, благодаря наличию шерсти, такие свиньи более морозоустойчивы. Это решение с заделом на будущее, так как в в России сложилась катастрофическая ситуация с местными агроресурсами.
Специалисты отмечают, что доминирование зарубежных и забвение собственных пород приближает страну к «точке невозврата» или полной зависимости от импорта селекционных достижений в области растениеводства и животноводства. По данным ведущего научного сотрудника Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Юрия Столповского, только за последние 20 лет в стране исчезло от 15 до 30% пород животных. Из оставшихся пород около 70% находятся под угрозой исчезновения. Доля российских местных и региональных пород, разводимых в РФ, составляет - 49%, международных - 51%. При этом доля российского генофонда продолжает неуклонно снижаться.
Если не принять срочных, конкретных мер, то 25% ныне разводимых пород будут уничтожены уже в ближайшее десятилетие. Такими мерами, по мнению ученого, должны стать разработка единой стратегии для управления генофондами, создание сети генофондных агропарков и хозяйств, а также криобанков по сохранению сельскохозяйственных агроресурсов и пород. А пока положение вещей будут спасать завозы извне. Мангалица - свинья универсальная, мясо этих свиней более вкусное и здоровое, чем привычная свинина, потому что оно быстрее переваривается, содержит больше ненасыщенных кислот и витаминов, которые имеют жизненноважную ценность для организма. Сплошная выгода.
Напомним, в конце 2010 года Правительство РФ утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, которая предполагает разработку российских стандартов экологически безопасного сельскохозяйственного производства, проведение сертификации в стране, а также финансовую поддержку производства экопродукции. Министерством сельского хозяйства разрабатывает закон "Об экологическом сельском хозяйстве", который должен более подробно прописать все практические механизмы для реализации мер концепции. При наличии проработанной законодательной базы дело должно пойти быстрее.