Похоже, ситуация в сфере государственных закупок довела руководство России до белого каления. Поэтому до июля следующего года в Госдуму внесут законопроект о создании федеральной контрактной системы. Инициатива принадлежит Минэкономразвития - оно предлагает по частям менять и расширять нынешние формы госзакупок. Но кто определит правила этой игры?
В битве за такую привлекательную возможность сошлись Федеральная антимонопольная служба, которая разработала ныне действующий закон о госзакупках) и Министерство экономического развития, предлагающее различные подходы к действующей системе. Законопроект, который разрабатывает Высшая школа экономики по заказу МЭР, предполагает, что основной процедурой при госзакупках станет открытый конкурс.
При этом количество процедур при государственных закупках может быть расширено почти до десяти. Помимо активно использующихся аукционов, предлагается ввести в практику открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки из единственного источника.
При этом предлагается ввести антидемпинговый ограничитель. В том случае, если цена на аукционе упадет на 25 процентов от стартовой, торги предлагается отменять. Между тем, именно завышение цен является одним из самых очевидных способов внести в сделку коррупционную составляющую.
Законопроектом предлагается осуществлять контроль над всеми этапами государственных закупок. В том числе должен существовать и общественный контроль. Сейчас это возможно на этапе размещения заказа, однако и тут активисты обнаруживают массу нарушений и странных лотов.
Читайте также: Государство теряет триллионы на закупках
В ФАС же полагают, что расширение числа процедур приведет к росту коррупции в этой сфере. В целом, антимонопольщики предлагают улучшать уже действующую систему, которая позволяет экономить государству порядка 200 миллиардов рублей в год.
В частности, централизовать функции по размещению заказов на уровне федеральных министерств и специальных уполномоченных органов в регионах. Это не позволит небольшим бюджетным учреждениям проводить закупки товаров самостоятельно. Служба предлагает утвердить типовые требования к стандартной продукции, закупаемой государством, а также создать единый центр экономической конъюнктуры рынков, который бы определял стартовые цены контрактов для аукционов госзаказчиков, пишет РИА "Новости".
В свою очередь, министр экономики Эльвира Набиуллина указывает на то, что с помощью электронных торгов осуществляется порядка 50 процентов закупок, однако антикоррупционный потенциал его исчерпан. Аукцион не может использоваться при приобретении техники и научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок.
Законопроект МЭР может быть принят Госдумой уже в ходе весенней сессии, заявлял ранее первый вице-премьер России Игорь Шувалов. При этом не исключено и создание очередного надзирающего ведомства. Ранее директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития Ольга Анчишкина сообщала о том, что ведомство внесло в правительство РФ предложения отдельного ведомства под названием Росзакупки.
Читайте по теме: Инвестклимат улучшат за полгода
А пока Минэкономразвития обнародовало на официальном сайте проект постановления правительства, где указывается перечень закупок, который государственные корпорации и компании контролируемые государством, должны осуществлять в электронном виде. В списке 12 позиций, включая канцелярские товары, печатную продукцию, часть электротехники и некоторые услуги.
Отмечается также, что небольшие государственные компании могут дробить лоты, а также закупать торгов товары и услуги на сумму до 100 тысяч рублей без проведения торгов. Для крупных установлен предел в 500 тысяч рублей.