Конец года для сотрудников любой фирмы - время подведения итогов. В преддверии завершения календарного 2011 года ситуация с бонусами в российских компаниях существенно изменилась по сравнению с прошлым. Компании стали выплачивать больше премиальных, но в целом россияне не слишком довольны системой премирования, принятой на их предприятиях.
Международное кадровое агентство Kelly Services перед Новым годом провело небольшое исследование, которое показало, что у 39 процентов участников бонусы являются составной частью ежемесячного дохода. 23 процента респондентов премируют по итогам квартала, а 20 - по итогам всего года. 10 процентов опрошенных отметили, что выплата премий происходит спонтанно - решение принимает начальство, а еще 8 процентов заявили, что система премиальных формально в компании есть, а выплат не было и не предвидится. Не слишком мотивирует, зато и не дает повода для несбыточных надежд.
По данным экспертов, в 2011 году увеличилось количество сотрудников, получавших регулярные выплаты переменной части - 54 процента против 45 в 2010 году. Еще 17 процентов также получали премиальные, но отметили, что происходило это в течение года нерегулярно. 30 процентов опрошенных заявили, что в течение 2011 года бонусные программы в их компаниях не работали.
Тем не менее, больше половины (69 процентов) респондентов надеются, что получат бонус по итогам завершающегося года. Из тех сотрудников, кто не рассчитывает на годовую премию, большинство сетуют на отсутствие положительных финансовых результатов в их компании - 19 процентов. 7 процентов опрошенных предвидят отсутствие бонуса по причине плохих командных результатов, и только 5 признаются в отсутствие личных достижений.
Россияне также пересмотрели соотношение критериев, на основе которых компании выплачивают бонусы своим сотрудникам. Если в 2010 году от личной результативной работы зависело дополнительное вознаграждение у 38 процентов опрошенных, то в 2011 году демонстрировать результаты ради бонуса должен был практически каждый второй - 48 процентов.
В ряде случаев сотрудники получают бонусы по итогам бизнес-деятельности компании (24 процента), еще 23 - по результатам работы подразделения. У 5 процентов существуют разовые выплаты после завершения проектных работ. При этом сами сотрудники наиболее эффективным видом премирования по-прежнему считают комбинированный - за личные достижения, плюс, результаты команды - 60 процентов. 30 процентов настаивают на том, что максимально мотивирует на работу только поощрение за высокие личные результаты. Лишь 7 процентов готовы получать бонусы, ориентируясь на достижения в работе подразделения, и всего 3 - исходя из успешности бизнеса всей компании.
Исследование показало, что для большинства сотрудников бонус не является привлекательной возможностью получить дополнительный доход - почти две трети опрошенных (61 процент) заявили, что согласились бы на потенциальное уменьшение совокупного дохода, отказавшись от бонусов при условии некоторого увеличения фиксированной заработной платы.
Генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова отметила, что выросло "количество сотрудников, получающих бонусы за личные достижения в работе. В течение года мы отмечали тенденцию во многих компаниях - работодатели пересматривали соотношение постоянной и переменной части зарплаты в сторону увеличения последней, стараясь максимально мотивировать сотрудников на результат. И судя по тому, что общее количество сотрудников, регулярно получавших в 2011 году бонусы, также выросло, этот способ мотивации был эффективен для развития бизнеса".
В целом, система начисления бонусов остается непонятной и не слишком привлекательной для наемных работников в России. По итогам исследования, менее половины респондентов выразили удовлетворение системой премирования, принятой в их компании. Из общего числа недовольных 20 процентов указывают на то, что не понимают принципы начисления бонусов, 17 - полагают, что бонусная программа в их компании несправедлива, а 19 - жалуются на ее сложность и запутанность.
Довольно часто проблемы возникают и с корпоративными вечеринками, плачевные результаты которых могут стать причиной для последующего увольнения. Корпоративное мероприятие - это долгожданная возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Оставаться при этом коллегами удается далеко не всем.
Согласно результатам опроса, проведённого Исследовательским центров Superjob.ruсреди менеджеров по персоналу, ситуации, когда сотрудник покидал компанию после корпоратива, случались в 16 процентах организаций, причем в 6 процентах случаев работники увольнялись самостоятельно, в 10 - решение об увольнении приняло руководство.
Эксперты отмечают, что "с виду серьезные люди, занимающие высокие и ответственные должности, иногда ведут себя необъяснимо, уходя в отрыв на корпоративах и поднимая тосты с криками "За ВДВ!". Начальство не всегда готово отнестись к таким вещам благосклонно. Да и сами сотрудники на следующий день вынуждены были принимать решение об увольнении, опасаясь насмешек коллег.
Но в большинстве компаний к не всегда идеальному поведению сотрудников на корпоративных вечеринках относятся снисходительно. Как рассказали 76 процентов сотрудников и 71 процент представителей компаний, праздники в их организациях ни разу не заканчивались увольнением. Вспоминались случаи, когда "менялось отношение к сотруднику в трудовом коллективе. Но чтобы увольняли - никогда"; "Хотя были ситуации, когда лучше было бы работнику покинуть компанию после корпоратива (например, стриптиз на сцене в пьяном виде)"; "Много было чудных происшествий, но воспринималось это как что-то нормальное и даже забавное".
Затруднились с ответом на поставленный вопрос 7 процентов работников и 13 процентов представителей компаний. Некоторые из них и вовсе считают, что "не стоит проводить корпоративы и искушать неопытных людей, попавших под действие алкоголя, ведь работа существует для того, чтобы зарабатывать деньги, а не гулять". В любом случае, осмотрительность в вопросе поведения не помешает никогда, а перед лицом своих коллег - тем более. Тогда Новый год не будет омрачен ни отсутствием высоких премиальных, ни сожалением о неадекватном поведении. В конце концов, главное - это хорошее душевное самочувствие. Особенно перед праздниками.