С нового года Европейский союз вводит налог на углеродные выбросы в атмосферу, которые производят воздушные суда над его территорией. Ряд стран выразил недовольство этим шагом, считая его нарушением международных авиационнных соглашений. Соединенные Штаты и раньше признавали подобные решения незаконными, но теперь с ними согласился и Китай.
Программа налогообложения парниковых выбросов, производимых авиакомпаниями, вполне закономерно вызвала недовольство других заинтересованных сторон. ЕС принял ее в одностороннем порядке, даже без попытки совещаний и консультаций, отмечает «Финансовая газета». Представитель китайского министерства иностранных дел Лю Вэйминь считает, что решение должно было быть принято с учетом мнения большинства стран, включая и Китай. По данным государственного агентства Xinhua, вводимая ЕС схема не только нарушает международные авиационные соглашения, но и подрывает принцип национального суверенитета.
Cогласно статистике Министерства энергетики США, в 2010 году отрасли промышленности, транспорта и сельского хозяйства во всем мире нарастили выбросы в атмосферу CO2 на 512 миллионов тонн по сравнению с показателем годичной давности. Прирост соответствует 6 процентам, что является хуже прогнозных ожиданий в пессимистичном сценарии.
Крупнейшие государства-эмитенты парниковых газов - США, Китай и Индия - внесли основной вклад в этот прирост. Однако США так и не ратифицировали Киотский протокол и не собираются брать на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов. Подписавшие протокол Китай и Индия тоже никаких обязательств не несут. И при таком подходе нести не будут никогда, постоянно находя причины не соглашаться с конкретными шагами других стран в этом направлении.Это не устраивает ряд развитых стран, представители которых утверждают, что развивающиеся страны уже давно выбрасывают больше, пишет Bigness.ru.
В связи с этим 21 декабря Европейский суд принял окончательное решение о законности налога на углеродные выбросы. Основная претензия американских авиакомпаний заключалась в том, что в 2012-2020 годах сотрудничество с Евросоюзом обойдется авиакомпаниям в $3,1 млрд. По новым правилам ЕС мог потребовать плату и за выбросы, произведенные за пределами своего воздушного пространства, - при условии, что самолеты направляются или вылетают с территории одного из аэропортов в пределах союза. Американцы сочли это финансово обременительным и выпустили закон, запрещающий авиакомпаниям участвовать в этой программе континентального объединения.
Канада пошла еще дальше, 12 декабря объявив о своем решении выйти из Киотского протокола. Сам документ, подписанный в японском Киото в 1997 году, в рамках которого было принято решение о дополнительном налоге на авиакомпании, должен был послужить сокращению выбросов парниковых газов. Правительство Канады подсчитало, что за несоблюдение нормативов о сокращении выбросов в требуемом объеме, к 2012 году стране будет грозить штраф, эквивалентный 14 миллиардам канадских долларов и предпочло устраниться от возможной проблемы до того, как она стала реальностью.
При этом главные протестующие страны - США и Китай - своей деятельностью будут способствовать дальнейшему росту объемов парниковых выбросов. В этой ситуации Россия выступает за комплексное климатическое урегулирование и в качестве главной цели переговорного процесса предлагает единое универсальное соглашение по климату на период после 2012 года, которое охватывало бы все страны, как развитые, так и развивающиеся, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Но это пока остается на уровне кулуарных предложений.
На сегодняшний день Россия обязалась сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах в объемах, не превышающих уровень 1990 года. В конце прошлого года объем накопленных квот эксперты оценивали в 50 млрд евро. Это и понятно - ни расти, ни снижаться этому показателю особенно не с чего. Риск общего отказа стран от Киотского протокола есть, но он носит сугубо умозрительный характер.
Начальник аналитического отдела ТКБ «Капитал» Мария Кальварская пояснила Bigness.ru, что «прямой связи между этими шагами США и Китая и общим отказом от Киотского протокола нет, так как Штаты и ранее не ратифицировали этот протокол, а многие страны не планировали участвовать во втором периоде обязательств по этому документу.
Кроме того, аргументами против участия в программе налогообложения парниковых выбросов, производимых авиакомпаниями, был дискриминационный характер предлагаемых мер (по мнению ряда стран), а также нежелание государств переносить на себя меры Евросоюза. Киотский протокол все же носит более широкий смысл, чем парниковые выбросы авиакомпаний, но учитывая существующий опыт, ожидать активной поддержки всех стран не приходится».
Так что в ближайшем времени страны-участницы в лучшем случае могут настаивать на соблюдении ряда ими же придуманных правил в обмен на возможное сохранение экологии своей территории. В целом на общую ситуацию это вряд ли повлияет.