По замыслу властей саммит АТЭС на острове Русский должен стать локомотивом экономического развития Дальнего Востока. Но пока он стал лишь символом чудовищных расходов, неприличных даже по российским меркам. В мероприятие вбухали 470 миллиардов рублей, всего их - 630. Но это не предел: еще два миллиарда пойдет на общежитие для рабочих и фабрику-кухню.
По уверению чиновников, возводимая для саммита АТЭС инфраструктура после проведения мероприятия станет мощным стимулом для развития экономики российского Дальнего Востока. И для такой благородной цели никаких денег не жалко. Недельное пребывание первых лиц государств Азиатско-Тихоокеанского региона на острове Русский обойдется в 630 миллиардов рублей. Грубо говоря - по три миллиарда долларов за день. Даже Олимпиада в Сочи обойдется дешевле. Двухнедельный фестиваль спорта пока оценивается в триллион рублей, или чуть больше двух миллиардов долларов в день. Но времени нагнать и перегнать - валом.
Понятное дело, что принять элиту мировой политики и экономики, которые приедут на саммит, по самому высшему разряду - это для российских властей вопрос чести. Но колоссальные траты на элитарный междусобойчик, сопоставимые по размерам с бюджетом крупнейшего спортивного мероприятия, гостями которого должны стать тысячи людей, не могут не вызывать вопросов.
Читайте также: Авария на стройке АТЭС произошла не с мостом
"Вы думаете, руководство страны не могло провести саммит в Москве или Санкт-Петербурге? Там уже готова вся инфраструктура для успешного проведения международных встреч. Но тогда бы мы не смогли за какие-то три года коренным образом изменить Владивосток и юг Приморья, сделать из обычного города современный достойный город, комфортный для проживания наших граждан, удобный для встречи туристов и бизнесменов", - так объясняет чрезмерные расходы полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.
Строительство во Владивостоке и впрямь ведется масштабное. Возводятся Дальневосточный федеральный университет, театр оперы и балета, конференц-центр на шесть тысяч мест, центр травматологии и ортопедии, две пятизвездочные гостиницы Hyatt, приморский океанариум, комплексы очистных сооружений. Реконструируются международный аэропорт "Кневичи", несколько автомагистралей, а также системы энергоснабжения.
Однако вся эта важная и нужная деятельность как-то потерялась на фоне эпопеи вокруг строительства сооружения, которое призвано было стать новым символом российского Дальнего Востока - моста через пролив Босфор Восточный, который должны соединить с материком остров Русский, местом проведения саммита. Его возведение началось в 2008 году и должно быть завершено в будущем мае.
Читайте также: Строители острова "Русский" заявили о нарушении своих прав
Впервые план связать остров Русский с большой землей появился еще в тридцатые годы прошлого века, но тогда помешала война. Позднее о том же мечтал Никита Хрущев, но тоже не срослось. Однако отнюдь не давность вопроса привлекла к сооружению моста всеобщее внимание. А гигантские расходы на него. Вместе с парным мостом через бухту Золотой Рог он обойдется бюджету более чем в два миллиарда долларов. Но аналогичный мост во Франции, к примеру, обошелся тамошним налогоплательщикам в 400 миллионов евро. А китайцы за полтора миллиарда построили трансокеанский мост через залив Ханчжоувань - самый длинный в мире, в 12 раз длиннее того, что строят во Владивостоке. Возникает закономерный вопрос: на что именно расходуются деньги россиян?
Пока ответы на этот и многие другие вопросы, связанные с будущим саммитом, не получены, есть все основания сомневаться в том, что гигантские траты принесут пользу рядовым жителям Владивостока и станут буксиром для экономики дальнего Востока. Как-никак, а две гостиницы класса люкс вряд ли способны сильно увеличить приток туристов. Что касается пресловутого моста, то после пожара в середине декабря вновь появились слухи, что его так и не успеют сдать к важному мероприятию, несмотря на все безумные деньги, которые были потрачены. А мировую элиту будут возить на моторных лодочках.
"Проблема этих проектов в том, что они не разъяснены гражданам. Например, мне, как обывателю, кажется, что строительство современной дороги от Владивостока до Калининграда принесло бы больше пользы, чем строительство пятизвездочных отелей на острове Русский или горнолыжных курортов в районе без снега", - приводит "Независимая газета" мнение генерального директора компании Contour Components Владимира Некрасова.
Читайте также: Путин подписал распоряжение о создании ОЭЗ на острове Русский
Вопросы к властям тем более актуальны, что даже нынешние дикие траты могут еще возрасти. Стало известно, что еще два миллиарда рублей потребовалось на реконструкцию фабрики-кухни для строителей объектов саммита и общежитий, в которых они живут. Эти здания хотят благоустроить и приспособить для персонала будущего мероприятия. Затея, может, и здравая, но почему-то никто не говорит, что будет с этими сооружениями после сентября 2012 года. Или в новеньких корпусах будет гулять только тихоокеанский ветер? Тогда для чего вливать новые миллиарды?