В условиях, когда газовые переговоры между Украиной и Россией повисли в воздухе, Киев получил неожиданный подарок со стороны Баку. Азербайджанская нефть будет идти через территорию "незалежной" - соответствующее соглашение Верховная рада ратифицировала сразу же после визита Виктора Януковича в Турцию, где тот получил от Анкары заверения в дружбе.
Подписанный документ упоминает о вводе в строй в России Балтийской трубопроводной системы-2, которую планируют запустить на полную мощность уже через три года. С ее помощью планируется диверсифицировать значительные объемы нефти, которые сегодня транспортируют через Украину и Белоруссию к российскому порту Усть-Луга. Расходы российских компаний на оплату транзита сократятся примерно на 60 миллионов долларов в год. Соответственно, примерно столько же теряют нынешние звенья логистической цепи.
Конкретные технические параметры будут утверждены хозяйствующими субъектами сторон. С украинской стороны будет работать "Укртранснефть", являющаяся оператором нефтетранспортной системы Украины. Баку представляет Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) или аффилированные с ней компании.
"Организация поставок нефти по указанным маршрутам (на Украину, в Белоруссию и через эти страны - Ред.) обретает особую актуальность в контексте введения в эксплуатацию Российской Федерацией Балтийской трубопроводной системы-2, с помощью которых будут перенаправлены значительные объемы транзита нефти с действующих маршрутов поставок", - говорится в приложении к документу.
Читайте также: Нефтяные подарки от Уго Чавеса
Стремление Киева найти новых поставщиков совпадает со стратегическим вектором энергетической политики Азербайджана, который пытается максимально диверсифицировать экспортные потоки. Баку ратифицировал это соглашение еще в мае, ведь на сегодняшний день наиболее значительные объемы нефти Азербайджан направляет через трубопроводные системы Турции и России.
Предполагается, что азербайджанская нефть будет распределяться по нескольким направлениям. Порядка 3 миллионов тонн будет направлено на Дрогобычский НПЗ во Львовскую область, а также в Ивано-Франковскую область на Надвирнянский НПЗ. Порядка 5 миллионов тонн уйдут восточноевропейским соседям - переработчикам в Венгрии, Словакии и Чехии, а самым крупным потребителем может стать Белоруссия, планирующая получать 8-12 миллионов.
С помощью азербайджанской нефти украинскому правительству удастся реализовать давно обсуждаемую идею перезапуска нефтепровода Одесса - Броды с реверсного на аверсный режим. Изучается также возможность транспортировки "черного золота" на польские НПЗ по веткам магистрального нефтепровода "Дружба" до тех пор пока нефтепровод Одесса - Броды не дотянут до Плоцка.
Читайте по теме: Турция идет на Украину огородами
Впрочем, рентабельность всего проекта остается под вопросом. Крайне трудно расшить узкие места системы, связанные с портовыми мощностями, которые станут главными ограничителями объемов прокачки. Западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы, куда планируется поставлять нефть, являются технически отсталыми и не способными производить качественное топливо. Неясно и то, станет ли Белоруссия брать азербайджанские углеводороды в предполагаемых объемах. У нее есть другой партнер, чье "черное золото" дешевле, да и платит он за капризы Александра Лукашенко куда более щедро, чем другие.
Минск также не спешит отказываться от поставок дорогой венесуэльской нефти, а вертикально интегрированные нефтяные компании используют довольно интересные схемы по беспошлинным контрабандным поставкам нефти, в которые включены и белорусские заводы. И то, что не выгодно на бумаге, на самом деле приносит республике ощутимую прибыль.
Решить вопрос с переработкой и увеличением производственных мощностей может и сам Баку, но не просто так, а в обмен на долю в этих предприятиях. Так, в качестве приятного бонуса, азербайджанская государственная компания получит место на украинском розничном рынке. В начале нынешнего года SOCAR открыла на Украине сеть автозаправочных станций, а к 2025 году намерена довести число своих АЗС до тысячи.
Нефть: Нелегальные сливы на пользу?
Однако успешность запущенного проекта находится в прямой связи со схемами экспорта так называемого мазута, под видом которого фактически происходит беспошлинный вывоз российской нефти из страны крупнейшими нефтяными компаниями. В этом случае и никакой модернизации украинским нефтепереработчикам не нужно - вся технологическая цепочка будет лишь прикрытием для контрабанды сырой нефти.