Одна из базовых отраслей Болгарии - металлургия - переживает свои не самые лучшие времена. Производственные активы основного игрока этого сектора, компании Kremikovtzi, пойдут на лом и станут сырьем для других предприятий. Кроме того, заметное место на восточноевропейском пространстве начинают занимать постсоветские финансово-промышленные группы.
В нынешнем году сталевары Болгарии могут похвастаться некоторым ростом объемов производства. Случилось это благодаря подросшему спросу со стороны Евросоюза, куда ушло 75 процентов всего болгарского экспорта проката. В частности, объем экспорта за январь-сентябрь 2011 года увеличился на 45 процентов - до 711,2 тысяч тонн. Поставки листа за рубеж увеличились на 43 процента, до 260,5 тысяч тонн, длинномеров - на 46 процентов, до 451 тысяч тонн.
Сравнительные цифры выглядят неплохо благодаря эффекту низкой базы. Тем не менее, в последние годы объем выпуска продукции черной металлургии заметно снизился. Максимальные объемы выплавки стали в Болгарии были зафиксированы в 2003 году, а в 2008 производство сократилось до 1,9 миллиона тонн, в 2009 - до 1,3 миллионов, и в 2010 выпуск составил всего 0,7 миллионов тонн. Такое сжатие было вызвано остановкой гиганта местной индустрии - комбината Kremikovtzi и сокращением спроса на металлургическую продукцию в связи с мировым кризисом.
Еще несколько лет назад производство Kremikovtzi давало 2 процента ВВП самой Болгарии и 10 процентов экспорта в другие страны Евросоюза. Предприятие обеспечивало значительный синергетический эффект - почти половина грузовых железнодорожных перевозок республики осуществлялось в интересах производителя, а порт Бургас так и вовсе работал преимущественно на металл - почти 70 процентов всего грузооборота.
Читайте также: Металлурги России сосредотачиваются
Однако с 2008 года предприятие окончательно встало, а в 2010 году был запущена процедура банкротства. Долги завода составили 1,4 миллиарда долларов, а рыночная стоимость всех ее активов оценивается в 620 миллионов. А недавно на предприятии произошел пожар, который практически не оставил сомнений в том, что восстанавливать производство на гиганте не стоит. Ранее его пытались продать ArcelorMittal и украинскому бизнесмену Константину Жеваго, контролирующему Полтавский ГОК.
Дело в том, что сортамент и экспортные рынки болгарских предприятий во многом совпадают с украинскими. Закономерно, что украинские металлургические группы проявляют интерес к болгарским активам. И если конкурент не продается, то его преждевременная кончина украинцев вполне устраивает. Кстати, болгарским комбинатом управлял разветвленный холдинг GSHL, аффилированный с Mittal Steel - этой же корпорации принадлежит и украинская "Криворожсталь". В результате Kremikovtzi практически за бесценок купила компания Eltrade, заплатив чуть более двухсот миллионов долларов. Болгарская пресса уверенно заявляет о том, что завод, скорее всего, пойдет на лом. Остальные активы: железнодорожные станции, недвижимость, автодороги и автомобили - распродадут по частям.
Компания Eltrade была создана всего за месяц до аукциона, причем она зарегистрирована по тому же адресу, что и компания Nadin-N, которая известна как трейдер, торгующий металлоломом. Заем на покупку Kremikovtzi предоставил болгарский коммерческий FIBank, уточняет портал UGMK. Мощность предприятия позволяла выпускать 2,2 миллиона тонн горячекатаного проката ежегодно. После развала предприятия основным производителем страны стал Stomana (бывший Державный металлургический завод "Ленин" - прим. ред), относящийся к группе Sidenor/Viohalco.
Плюсы и минусы: ВТО экспорту в помощь
Предприятие активно модернизируется, в том числе с помощью украинских партнеров. В частности, электрооборудование для завода поставит харьковский "Электротяжмаш". Stomana уже занял свыше половины внутреннего рынка, хотя 80 процентов продукции поступает на экспорт.
Лидером по производству длинномерного проката является Promet Steel, который входит в украинский холдинг "Смарт групп" Вадима Новинского. "Метинвест", акционером которого является холдинг Новинского, в 2008 году запланировал инвестировать в модернизацию болгарского предприятия около 1,5 миллиарда долларов, однако кризис отложил эти планы.