Правительство РФ в ближайшем времени может пересмотреть политику продажи российских вооружений на внешних рынках. Представители Роскосмоса внесли предложения по созданию новой структуры, координирующей работу ракетно-космических предприятий для повышения эффективности экспортных операций.
В первичном варианте идея выглядит как создание аналога «Рособоронэкспорта», осуществляющего продажу русского оружия по всему миру. Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил «Известиям», что в планах значится передача новой структуре предприятиями всех функций, касающихся выхода на международный рынок. По его словам, из-за слабой координации всех сторон «мы очень много теряем и этим пользуются наши конкуренты».
При этом в феврале тот же «Рособоронэкспорт» в рамках оборонной выставки «АЙДЕКС-2011» заключил с арабскими странами контракты на $12 млрд. По словам заместителя главы оборонного ведомства Виктора Комардина, новые контракты предусматривают поставки новейших образцов вооружений и боевой техники.
Прошлой осенью гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщал, что его ведомство ежегодно экспортирует несколько тысяч изделий военного назначения. Экспорт вооружений растет ежегодно более чем на $500-600 млн а текущий портфель заказов госкомпании составляет $40 млрд. Он тогда пояснил, что на долю авиационной продукции приходится не менее 40% от общего портфеля заказов, а что касается поставок бронетехники, вооружений сухопутных войск и военно-морского флота, то их доля в портфеле заказов составляет от 16 до 19% по каждому из этих направлений.
В последние годы Россия вела интенсивные переговоры со многими странами относительно поставок систем ПВО. Исайкин подчеркнул, что у этого вида вооружения есть все перспективы подойти по объемам продаж к авиационной технике. Однако в настоящее время предприятия, ориентированные на производство таких систем, как зенитные ракетные системы С-300 и С-400, в основном поставляют продукцию на внутренний рынок. При этом РФ стабильно занимает второе место в мире по продаже оружия, пишет Bigness.ru. Та же схема должна присутствовать и в работе с космическими вооружениями, считают разработчики проекта.
На данный момент значимые российские компании работают на внешних рынках самостоятельно. Свои услуги по запуску «Протонов» «Центр Хруничева» реализует через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). Energia Overseas Limited (EOL) помогает «РКК Энергия» продавать пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством «Зенитов». Российско-французское СП «Старсем» предлагает пуски ракетами «Союз» с космодрома «Куру». Часть компаний вообще не контролируется напрямую крупными производителями ракетной техники.
Нашим производителям есть что предложить и помимо запусков. Химкинское «НПО Энергомаш» продает американцам двигатели РД-180 для носителей Atlas, «Хруничев» делает для Южной Кореи первые ступени для ракет KSLV. То есть клиенты были и будут всегда. Российские услуги по запускам ракет носителей занимают 42% от общей суммы мировых стартов. Благодаря им в прошлом году доходы « Центра Хруничева» от коммерческих программ составили $637 млн. По данным экспертов, прибыль 2011 года может составить $785 млн. Может, если не будет никаких значимых изменений в работе.
Поповкин отметил, что «конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, а на внешнем рынке нам самим с собой конкурировать не нужно». Именно для этого и планируется создание новой структуры, осуществляющей координационные функции между предприятиями. Пока она находится в стадии разработки, поэтому подробностей о ее виде, статусе и принципах работы нет. Но эксперты уже скептически оценивают ее перспективы. Мало того, что передача функций сопряжена с накладками бюрократического характера, так на передний план сразу же выходит задача - не потерять рынок вообще. «Та же ILS, котролируемая «Хруничевым» - это американская компания, где работают американские граждане. Если мы будем действовать как слон в посудной лавке, то можем потерять заказы от американских фирм, которые делают телекоммуникационные спутники для всего мира. Это примерно 60% коммерческих запусков» - добавил Поповкин.
Проблема фирм, подобных ILS, заключается не только в том, что на запуски американских спутников с того же Байконура нужно специальное разрешение госдепартамента. Ценой вопроса может стать потерянная выгода компании и соотвественно держателя контрольного пакета ее акций. То есть того самого «Центра Хруничева», выгода которого заявляется целью реорганизации существующей системы взаимных услуг.
Напомним, International Launch Services (ILS) имеет эксклюзивное право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию российской ракеты-носителя тяжелого класса «Протон». С 1996 года ILS предоставила пусковые услуги на запуски коммерческих спутников практически всех основных типов. Среди заказчиков ILS все ведущие глобальные спутниковые операторы. С 1996 года в рамках деятельности ILS осуществлено более 50 коммерческих запусков ракет-носителей «Протон». Контрольный пакет акций в ILS принадлежит российскому Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В.Хруничева, разработчику и изготовителю ракет-носителей «Протон». Поэтому будущее альтернативной ILS структуры представляется пока очень туманным.