Укрепление отношений между Киевом и Анкарой проходит на фоне турецко-французского скандала в связи с признанием парламентом Франции геноцида армян. Между тем уровень вопросов, которые Украина и Турция обсуждают в кулуарах, касается не только дипотношений обеих стран, но и крупнейших международных транспортных проектов, в том числе в газовой сфере.
В Анкаре прошло первое в истории заседание Стратегического совета высокого уровня между Украиной и Турецкой Республикой. В его формате состоялись двусторонние встречи министров, были определены приоритеты и составлена дорожная карта действий, которую должны реализовать к следующему саммиту в 2012 году.
Что касается перспектив в транспортной и энергетической отраслях, то речь вероятнее всего идет о конкретных и конкурентных проектов - Nabucco и "Южном потоке". И если Украина в силу сложившихся обстоятельств является государством, теряющим свое транзитное значение, то Турция в последние десятилетия активно работает над ростом своего посреднического потенциала.
В частности, успешно функционирует так называемый "Голубой поток". У российской монополии "Газпром" были планы расширения поставок газа через Турцию на Ближний Восток, в том числе в Израиль. Впрочем, израильтяне оперативно обнаружили на своем шельфе огромные запасы газа, так что проект пока завис в воздухе, и перспективы его неясны. Парадоксально, но именно от Анкары зависят перспективы Nabucco и "Южного потока". В отношении последнего турки не торопятся выдавать России разрешение на прокладку трубы. И этот нюанс, по всей вероятности, скоро станет предметом торга.
Для Украины прокладка и запуск "Южного потока" будут означать завершение целого исторического периода постсоветского существования, связанного с особым статусом крупнейшего транзитного государства на пути углеводородов из России в Европу. По признаниям ряда экспертов, сокращение объемов транзита газа через страну превратит ее ГТС в груду ненужного металлолома.
Читайте также: Украина не хочет зависеть от "Газпрома"
Поэтому для Турции было бы естественным сыграть на опасениях олигархических кругов Украины, сидящих на трубе. Однако Анкара не станет совершать резких движений против Москвы в пользу украинских друзей. Дело в том, что вроде бы и независимый от России Nabucco, который вполне устроил бы Турцию вместо "Южного потока", в значительной степени зависит от действий Москвы в Каспийском регионе. А также от разрешения на прокладку трубы по тамошнего моря из Туркмении в Азербайджан.
А вот в сфере закупки газа для собственных нужд позиции Украины и Турции сходятся - цена кусается и для тех, и для других. Анкара платит "Газпрому" примерно 420 долларов за тысячу кубометров. Возможно, выбьет и скидку. Премьер-министр Реджеп Эрдоган, упомянув о "Южном потоке", сообщил, что идут консультации с российской стороной по данному вопросу и "уже через неделю будет какая-то конкретика в отношении этого проекта".
Что касается других транспортных проектов, то ситуация здесь также неоднозначная. Страны являются взаимодополняющими звеньями в направлении "Север-Юг", но по транзитному вектору "Восток-Запад" они же являются естественными конкурентами.
Поэтому имеется общий интерес в отношении таких меридиальных проектов. Это транспортные коридоры Украина - Турция - Египет и Балтийского море - Красное море, которые пройдет через Литву, Белоруссию, Украину, Сирию и Иорданию. Киев предлагает коллегам железнодорожный контейнерный проект "Викинг" (Литва - Белоруссия - Украина) путем добавления морской паромной переправы между Одессой и турецким Самсуном. А вот в широтных направлениях украинцы и турки склонны тянуть одеяло каждый на себя. Оседлать нефтегазовые потоки, идущие с востока на запад - заманчивая перспектива для обеих сторон.
Читайте по теме: Российские контракты в Ливии - война все спишет?
Анкара пытается максимально заполнить нефтью трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а Киев предлагает азербайджанцам свой транзит. 22 декабря, когда Виктор Янукович был с визитом в Турции, Верховная рада ратифицировала соглашение между Украиной и Азербайджаном по сотрудничеству в сфере транспортировки нефти по украинской территории. Объемы пока незначительны: Украина заявляла о прокачке 16-20 миллионов тонн азербайджанской нефти по своей территории, в том числе транзитом - до 13-17 миллионов. Однако запланированная достройка нефтепроводов в перспективе увеличит и объемы транзита.
Не все просто и в двустороннем товарообороте, который по итогам прошлого года составил всего 5 миллиардов долларов. Причем Украина экспортировала своей продукции на 3 миллиарда, однако официальные данные не показывают реального положения вещей. Например, стального проката и прочих ресурсов. Кстати говоря, в ходе визита Виктора Януковича было подписано соглашение о безвизовом режиме. Но если Киев ежегодно поставляет Анкаре полмиллиона собственных граждан, которые тратят деньги на турецких курортах, то в обратном направлении приезжают около 35 тысяч турок. И едут они для того, чтобы "делать деньги", а не тратить их.
В выгоде от экономических отношений с Турцией заинтересованы и владельцы крупных украинских предприятий, так как основные статьи экспорта находятся под их непосредственным контролем - стальной прокат, уголь и продукция химической промышленности.
Ранее мы писали: "Газпрому" доверили самое дорогое
Зато Турция с восточным размахом шлет в "незалежную" текстиль, бытовую химию и сельскохозяйственную продукцию вторичного качества. Потреблять ее "доверено" населению со всеми ее плюсами и минусами. И если в области текстильных изделии турки сумели выйти на определенный качественный уровень, то изделия турецкого агрохимпрома - известные "пластмассовые помидоры" - не только сомнительны с точки зрения своих качеств, но и угнетающе действуют на украинских производителей. Беспошлинные поставки овощей заставляют тепличные хозяйства Украины просто закрываться на зиму. Нонсенс, да и только!
Кроме того, в отношениях между странами стоит не только конкуренция курортных зон, но и маячит призрак "крымской проблемы", которую Украина проигрывает в одну калитку. Автономный Крым превратили в сарай, но не в турецком, а в русском смысле этого слова. И такое положение вещей вполне устраивает Турцию.