22 декабря 1976 года совершил свой первый полет самолет Ил-86, спроектированный конструкторским бюро Ильюшина. До сих пор многие эксперты утверждают, что этот широкофюзеляжный пассажирский лайнер чуть ли не самый надежный в мире. Несмотря на это, Ил-86 был выведен из эксплуатации, а гражданскую авиацию России стали заполнять самолеты компаний Boeing и Airbus. И, надо отметить, отнюдь не "первой свежести".
Техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест ОКБ С.В. Ильюшина получило 22 февраля 1970 года. Среди требований, предъявленных к самолету, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу "багаж при себе". В результате исследований, был разработан фюзеляж, который позволил установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширину этих проходов сделали больше, чем на однотипных зарубежных широкофюзеляжных самолётах типа McDonnell Douglas DC-10.
В советские времена Ил-86, главным образом, использовался на внутренних регулярных рейсах средней протяженности, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты.
Как рассказал в интервью нашему изданию летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков, задачей Ил-86 было возить людей на популярные курорты, при этом экономя их время на сдачу и ожидание багажа. "И он эту задачу прекрасно выполнял, но потом о комфорте забыли. Теперь нет другого такого самолета, который был бы заточен под желания и потребности пассажиров", - говорит Акименков.
Ил-86 выпускался серийно с 1980 по 1993 годы. За это время было собрано 106 самолетов, три из которых были поставлены на экспорт в Китай. На пассажирских рейсах Ил-86 не летает с апреля этого года.
За все время эксплуатации было потеряно всего четыре самолета, причем только в одном случае - в результате авиакатастрофы, которая произошла в 2002 году в аэропорту "Шереметьево". Лайнер рухнул вскоре после взлета, на борту находились только 16 членов экипажа, 14 из которых погибли. Примерно тогда же, в начале «нулевых», Ил-86 начали выводить из эксплуатации. Среди причин назывались чрезмерно шумные двигатели и большое потребление топлива.
Читайте также: Русские "Гепарды" спасают не ту страну
Однако адекватной замены знаменитому самолету так и не нашли. Серийное производство Ил-96, в полной мере, наладить так и не удалось. Сначала его называли «надеждой отечественного авиапрома», а потом решили, что он просто не сможет тягаться с европейской компанией Airbus и американской Boeing. К слову сказать, за всю историю эксплуатации с Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлекших гибель людей.
Заполнять освободившуюся нишу стали самолеты западных компаний, причем перевозчики предпочли покупать лайнеры уже бывшие в употреблении. Так, в 2004 году российские авиакомпании приобрели 15 импортных самолетов различных сроков производства - Boeing - 747, 757, 767 и всего четыре отечественных.
Ни для кого не секрет, что и сейчас наш авиапром скорее мертв, чем жив. Если в советское время каждый четвертый гражданский самолет в мире носил марку "Сделано в СССР", то сейчас вклад России в мировое самолетостроение едва дотягивает до двухпроцентной доли, и планы нынешнего авиамонополиста - "Объединенной авиастроительной корпорации" произвести в 2012 году "более 20" самолетов Sukhoi SuperJet 100 воспринимаются как маленькая сенсация. На сегодняшний день произвели как раз два десятка - уже хорошо.
Плюсы и минусы: У ВТО погода нелетная?
После крушения самолета Як-42 под Ярославлем осенью этого года, глава Минтранса Игорь Левитин решил доложить на заседании в Госдуме о том, какие дела творятся в отечественной гражданской авиации. По словам Левитина, средний возраст воздушных судов в гражданской авиации РФ составляет 21 год, а всего в российской авиации 1523 гражданских самолета, из которых 479 - «иностранцы».