Минобороны Вьетнама получило от России и испытало два новых фрегата типа "Гепард". Они так понравились вьетнамским военным, что они решились заказать еще парочку. На фоне усилившейся критики отечественного ВПК наличие спроса на наше родное оружие за рубежом обнадеживает. Но выполнение российского оборонзаказа в области ВМФ вновь под вопросом.
Пять лет назад Вьетнам купил у России два первых фрегата нового типа — каждый обошелся примерно в 200 миллионов долларов. Тогда же было заявлено, что решение о закупке еще двух кораблей или строительстве будет принято на основе эксплуатации уже приобретенных. Фрегаты предназначены для охраны прибрежных зон и коммуникаций, а их максимальная скорость составляет 28 узлов.
Корабли вооружены восемью ракетами SS-N-25, спаренной зенитной ракетной пусковой установкой SA-N-4 на 20 ракет, 76-миллиметровой пушкой и двумя шестиствольными 30-мм противоракетными автоматическими пушками, четырьмя 533-мм торпедными аппаратами и двенадцатиствольным реактивным бомбометом, а также парой десятков морских мин. К тому же, суда данного типа могут быть оборудованы вертолетной площадкой.
Не машины, а звери. Неудивительно, что назвали их "Гепардами" — в честь самых быстрых и одних из самых грозных представителей хрупкой африканской экосистемы. Не секрет, что эти животные прошли сквозь "бутылочное горлышко" во время последнего ледникового периода. И сейчас их ценность состоит именно в генофонде, который стремительно сокращается. Российские корабелы, видимо, подумали, что такая параллель обязательно завлечет инвесторов, готовых вложиться в наши новые продукты.
Итак, следующие два судна, приобретенные Вьетнамом, будут заточены под противолодочную борьбу. Корабли проекта имеют 102 метра в длину, экипаж из 98 человек и автономность плавания 15 суток. Стоит отметить, что Ханой неизменно поддерживает российскими верфи заметными по нынешним временам объемами заказов. В 2009 году вьетнамцы приобрели в России шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636 "Варшавянка" за 1,8 миллиардов долларов.
По прогнозам Рособоронэкспорта, РФ в текущем году нарастит экспорт вооружений почти до 10 миллиардов долларов в денежном выражении, что на 1 миллиард больше, чем в прошлом году. На итоговый результат повлияет потеря североафриканских рынков, в первую очередь Ливии. Генеральный директор российского оружейного экспортера Анатолий Исайкин сетовал, что упущенная выгода составляет не менее четырех миллиардов. Впрочем, желающих недорого приобрести российское оружие и так хватает: Индия, Китай и Алжир являются крупнейшими торговыми партнерами нашей страны. Россия также активно окучивает рынки Бразилии, Венесуэлы, Индонезии, Малайзии, Сирии, Вьетнама.
Порядка 50 процентов продаж российского оружия приходится на авиацию, прежде всего, истребители "Су" и "МиГ". Затем идут средства ПВО, вооружения для сухопутных войск, продукция для военно-морского флота. Общая стоимость портфеля заказов на ближайшие три года составляет 36 миллиардов долларов, но эта цифра может легко измениться как в большую, так и в меньшую сторону. По итогам года портфель сумма может составить от 35 до 38 миллиардов.
Зато перевооружение собственной армии и флота идет со страшным скрипом. Некоторые структуры, по уверениям представителей ОПК, занимаются прямым саботажем гособоронзаказов. Последний яркий пример — ситуация вокруг Северной верфи, на которой должна строиться основная часть (порядка 75 процентов) надводных кораблей страны в рамках программы перевооружения.
Да и деньги на улучшение оборонных качеств нашей необъятной Родины выделяются немалые. В государственной программе вооружения на 2011-2020 годы на переоснащение военно-морского флота заложено порядка 4,7 триллионов рублей, и треть средств должна быть получена в ближайшие пять лет. Однако Северной верфи приходится выбивать обещанные деньги через суды. Для выполнения оборонзаказа предприятиям предоставили облегченный доступ к кредитным ресурсам. А государство выдает крупнейшим банкам гарантии по кредитам.
Однако средства на баланс судостроительного предприятия так и не поступили, и банки продолжают уклоняться от подписания кредитных соглашений. Верфь подала иски на 5,2 миллиарда рублей, в то время как на корабелов подают в суд их контрагенты, которые не могут получить деньги за уже поставленные предприятию элементы будущих кораблей.