Прошлогодняя засуха, ставшая причиной моратория на экспорт зерновых, и скачок продовольственных цен на внутреннем рынке, показали, насколько еще слаб отечественный агропромышленный комплекс. Несмотря на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", сельскохозяйственное производство в нашей стране до сих пор не достигло показателей 1990 года. И, возможно, не достигнет никогда. Посему аграрии с тревогой ждут последствий вступления России в ВТО.
"Присоединение к ВТО создаст новые рыночные возможности для российского бизнеса. Предприниматели будут работать в более предсказуемой и прозрачной торговой обстановке, чем раньше. Правительства больше не смогут дискриминировать российский экспорт или произвольно создавать барьеры по доступу на их рынки", — бодро вещал генеральный директор Всемирной торговой организации Паскаль Лами на церемонии подписания протокола о принятии России в организацию. И в чем-то с ним спорить сложно.
Отечественные металлурги действительно смогут избавиться от дискриминационных "антидемпинговых" пошлин на рынках США и Западной Европы. Но что хорошо для металлурга, может стать смертельным ударом для крестьянина. Те же самые пошлины защищают отечественного сельхозпроизводителя от экспансии на внутренний рынок страны значительно более конкурентоспособной продукции западных фермеров.
Российский агропромышленный комплекс, несмотря на достигнутые в последние годы успехи, особенно в производстве зерна, продолжает оставаться низкорентабельным и зависимым от государственных субсидий. Сегодня средняя рентабельность предприятий АПК находится на уровне 11 процентов, а без учета субсидий, которые ежегодно составляют 150 миллиардов рублей, это показатель едва превышает один процент. В подготовленном Минсельхозом проекте государственной программы по развитию сельского хозяйства в 2013–2020 годах в качестве перспективной цели заложено достижение уровня в 23 процента, для чего субсидирование отрасли предполагается увеличить вдвое.
Однако встать на рельсы стабильного самостоятельного развития АПК способен только при средней доходности не менее 30 процентов. И это без учета резкого повышения уровня конкуренции на продовольственном рынке, которое обязательно последует после оформления всех документов по вступлению в ВТО, чего мы и ожидаем к лету следующего года.
Неудивительно, что аграрии, охваченные паникой, без оптимизма заглядывают в свое будущее. Их негативные ожидания усугубляет и отсутствие точной информации о том, на каких именно условиях Россия вступает в ВТО. По приблизительным подсчетам, членство в организации обойдется российскому крестьянину ровно в половину его прибыли.
Уже сейчас можно сказать, что сильнейший удар будет нанесен по отечественному животноводству. Восьмикратное снижение пошлин (с 40 до 5 процентов) на ввоз живых свиней негативно скажется на инвестиционной привлекательности отечественных свинокомплексов, работа которых едва начала налаживаться. То же самое ожидает и предприятия по глубокой переработке свинины, поскольку пошлина на продукцию европейских производителей снизится почти вдвое — с 25 до 15 процентов. Свинина и гастрономия из нее не слишком популярны в странах Евросоюза, поэтому тамошние животноводы стремятся любым способом ее экспортировать. Подобная практика уже привела к тому, что Украина, вступившая в ВТО в 2008 году, была вынуждена резко сократить собственное производство и теперь импортирует даже сало! А в Россию уже сейчас завозится порядка 600 тысяч тонн продукции свиноводства.
Новые трудности ожидают и предприятия по разведению крупного рогатого скота. Подписание соглашений с США, Канадой и Аргентиной о ввозе "высококачественной говядины" с 15-процентной пошлиной по сертификатам, которые выпускают сами экспортеры, позволит им обходить сохраняющиеся после вступления в ВТО российские квоты по говядине. И они будут действовать до окончания семилетнего переходного периода, что, безусловно, скажется на инвестиционной привлекательности отечественных хозяйств и сократит возможности по их модернизации. В целом, в ближайшие восемь лет Россия должна будет принимать в среднем по два миллиона тонн мяса. Потери отечественных производителей составят пять-шесть миллиардов долларов ежегодно. Есть, от чего впасть в уныние.
Более оптимистично настроены птицеводы. Они не только планируют сохранить позиции на внутреннем рынке, но и нарастить экспорт. Производители мяса птицы не видят в зарубежных коллегах конкурентов по той простой причине, что из-за границы в Россию завозят только замороженную продукцию, а они поставляют охлажденную. Однако и там ожидаются серьезные изменения. По данным информационного агентства "Финмаркет", с рынка будут вынуждены уйти порядка трети отечественных предприятий — те, которые до сих пор не обзавелись высокотехнологичными производственными линиями и работают на устаревшем оборудовании. Впоследствии эти факторы сказываются на высокой себестоимости продукции.
Наибольших успехов в российском сельском хозяйстве добились производители зерновых. По оценкам международного рейтингового агентства Fitch, в этом году наша страна отправит на экспорт 4,3 миллиона тонн зерна, а в следующем — 21,8 миллиона. Однако представители этого сектора АПК тоже воспринимают вступление с тревогой. Ухудшение положения дел в животноводстве повлияет и на спрос фуражного зерна.
Российский зерновой союз предрекает, что непредвиденные потери от косвенного ущерба и недополученной прибыли могут достичь 56 миллиардов рублей в год. Однако, возможны и прямые потери. Особенно это касается производства риса. В последние годы аграриям удалось вчетверо увеличить валовый сбор этой культуры — с 300 тысяч до 1,2 миллиона тонн. Однако снижение пошлин на импортный рис может свести эти успехи к нулю.
Волнуются не только аграрии, но и связанные с ними промышленники. Так, пока что увеличиваются объемы выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения, но эта тенденция очень легко может смениться на противоположную. Нервозности производителям сельхозтехники добавляет тот же недостаток информации об условиях присоединения России к ВТО.
"Первое и самое главное, что нас тревожит, — состояние нашего клиента, то есть российского сельхозпроизводителя. Второе — это дальнейшее ухудшение условий для производства чего-либо в России в целом. Третье — меры, связанные непосредственно с нашей отраслью: к примеру, уровнем ставки таможенных пошлин и так далее, — приводит портал AgroNews мнение директора ассоциации "Росагромаш" Евгения Корчевого. — Ставки пошлин у нас снизятся в три раза в один день без какого-либо переходного периода. Деньги, которые мы платим в виде налогов, пойдут на субсидирование продукции иностранного производства. Нас ждет сплошная деградация и легализация сырьевой направленности нашей страны".
В общем, ничего хорошего отечественные агропромышленники не ждут. Если кто и выгадает от вступления России в ВТО, так это конечный потребитель. Отмена или снижение пошлин должны повысить доступность многих продовольственных, особенно гастрономических товаров. Правда, возможно, что их производитель в нашей стране вымрет как класс.