Цены на "черное золото" серьезно просели на фоне известий о смерти северокорейского лидера Ким Чен Ира и проблем еврозоны. Кроме того, свою роль сыграла и публикация прогноза Citigroup о радикальном сокращении США закупок нефти в ближайшие годы. Хотя в краткосрочной перспективе ожидать серьезного снижения нефтяных котировок не приходится, вероятность второй волны глобальной рецессии снова ставит перед Россией проблему избавления от сырьевой иглы. Однако экс-министр финансов Алексей Кудрин уверен, что она будет только расти.
Неопределенные перспективы мировой экономики не позволяют прогнозировать динамику котировок на углеводороды даже на ближайшее время. Неудивительно, что специалисты расходятся во мнениях. Сегодня баррель марки Brent подешевел в Лондоне до 102,57 долларов, котировки американской WTI опустились до 92,67 доллара за баррель. И это, пожалуй, единственное, о чем можно говорить с определенностью.
На понижение цены повлияли известия о смерти Ким Чен Ира, которая вызвала обвал на восточноазиатских биржах, и скептическое отношение рейтинговых агентств к усилиям руководства Евросоюза по спасению стран от последствий долгового кризиса. В минувшую пятницу Fitch поставило на пересмотр кредитный рейтинг Франции с прогнозом "негативный" и одновременно подтвердило намерение понизить рейтинги Бельгии, Испании, Италии, Ирландии, Кипра и Словении. Внесло свою лепту в пессимистичный настрой рынка и агентство Moody's, снизив рейтинг Брюсселя сразу на две ступени.
"Рынок боится, что происходящее в Европе перекинется на Китай, крупнейший центр роста спроса не нефть, — приводит агентство Reuters мнение Гордона Квана из Mirae Asset Management. — Но у Китая достаточно инструментов, чтобы обеспечить больше ликвидности и избежать "жесткого приземления", и это будет поддерживать цены на нефть".
Сыграл свою роль в снижении нефтяных котировок и новый прогноз банка Citigroup о динамике потребления нефти в мире до 2020 года. Из обнародованного на днях документа следует, что в ближайшие девять лет Соединенные Штаты радикально снизят закупки углеводородов на мировом рынке.
"Эксперты Citigroup прогнозируют, что к 2020 году в США импорт "черного золота" сократится на 60 процентов на фоне увеличения объемов производства внутри страны. По прогнозу, импорт нефти в США к 2020 году сократится с текущих девяти миллионов баррелей — до 3,5 миллионов баррелей в сутки. Замещение выпадающих объемов предполагается за счет производства внутри страны. Производство нефти и сжиженного природного газа на внутреннем рынке за этот же период увеличится до 4,5 миллионов баррелей в сутки", — рассказал "Росбалту" старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков.
"Мы вряд ли увидим какие-то революционные решения в ближайшее время, — отметил в эфире "Вестей" экономист Агван Микаэлян. — А что будет с самой ценой на нефть? Я думаю, будет очень медленный, но все-таки рост. Все эти крайние сценарии менее вероятны, чем увеличение стоимости нефти до 115-120 долларов за баррель". Гораздо более пессимистичен в оценках ситуации директор Института энергетических стратегий Василий Бушуев. Он уверен, что в ближайшее время динамика цен на черное золото продемонстрирует понижательный тренд, снизившись до 85 долларов за баррель в коридоре плюс-минус 10 долларов.
"Для российского бюджета это нерадостная новость. Наша экономика до сих пор слишком сильно зависит от мировых рынков", — цитирует эксперта "Российская газета". И если о ценовой конъюнктуре еще можно спорить, то в этом мнения аналитиков сходится. В минувшую пятницу такую же точку зрения высказал бывший министр финансов Алексей Кудрин, отметивший что резко возросшие перед выборами социальные обязательства правительства делают российскую экономику особенно уязвимой перед второй волной глобального кризиса.
"Мы в этот кризис входим более ослабленные. Хотя у нас больше опыта борьбы с кризисом, но у нас меньше золотовалютные резервы и существенно выше зависимость от нефти. Поэтому в случае разворачивания кризиса это будет, может быть, непросто", — отметил бывший глава Минфина в интервью РИА "Новости". — Правительство не должно в момент кризиса резать расходы, это является усиливающим, таким проциклическим шагом. В прошлый кризис мы увеличивали расходы, а сейчас получилось, что мы их увеличили до кризиса и можем во время кризиса их не удержать. Вот в чем проблема. Если мы не примем предварительные меры, то нам придется сложнее, и мы выйдем из кризиса более ослабленными, чем в прошлый раз".
Однако способность правительства предпринять эти меры вызывает у аналитиков серьезные сомнения, которые не развеяло, а скорее даже усугубило ожидаемое утверждение на посту министра финансов соратника Алексея Кудрина — Антона Силуанова.
"Поскольку его политическое влияние ниже, чем у его предшественника, Силуанову будет сложно настаивать на жестком исполнении бюджета, как это делал Кудрин во время работы на данном посту. Поэтому мы сохраняем нашу обеспокоенность тем, что в следующие годы бюджет России будет иметь все большую социальную ориентацию", — приводит ФИНАМ мнение аналитиков "Альфа-Банка" Натальи Орловой и Дмитрия Долгина.
Собственно даже нынешний, сверстанный под его руководством трехлетний бюджет страны подтверждает эти опасения. В нем резко увеличены траты на оборону. Правоохранительные органы и тонущую пенсионную систему, а расходы на инфраструктурные проекты в экономике наоборот снизились. Как будут выполняться повышенные социальные обязательства правительства в случае негативного сценария на нефтяном рынке, сейчас, похоже, не знает никто.
"Надеюсь, что этот кризис будет менее глубоким. Поэтому Россия, безусловно, основные проблемы решит, но я бы предварительно снизил все-таки нашу зависимость от нефти, что потребует пересмотра оборонных расходов и принятия некоторых решений, в том числе увеличение пенсионного возраста. Тогда мы будем более уверенно смотреть в будущее. Так делают все страны сейчас, Россия не исключение", — отметил Алексей Кудрин в интервью РИА Новости.