После того как Россия была принята во Всемирную торговую организацию, по обе стороны океана вновь разгорелась дискуссия вокруг самого одиозного ограничения, с которыми сталкивалась Москва в своей внешнеэкономической деятельности. Печально знаменитая поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США еще в 1974 году, кажется, наконец будет отменена. Но пока этого не произошло, можно ли говорить о том, что наша страна стала полноправным членом ВТО? Корреспондент Bigness вместе со специалистом оценил грядущие перспективы.
Пресловутая поправка к американскому Закону о торговле, которую лоббировали конгрессмены Генри Джексон и Чарльз Вэник в 1974 году, запрещала установление режима наибольшего благоприятствования в торговле Соединенных Штатов со странами социалистического блока. В действительности, она формально устарела еще двадцать пять лет назад, поскольку была принята в качестве меры экономического давления на советское правительство, жестко ограничивающее право на эмиграцию граждан. И по идее ее должны были отменить после либерализации миграционного законодательства, осуществленной еще Михаилом Горбачевым. С тех пор Вашингтон неоднократно обещал пойти навстречу, но все эти годы продолжал использовать устаревшую норму для ограничения импорта из России и других стран бывшего СССР.
Сейчас дискриминационная поправка отменена в отношении Киргизии, Грузии, Армении и Украины. Примечательно, что заслуги перед Конгрессом у этих стран были таковы: отчаянное стремление к демократическим ценностям путем "цветных" революций, а также присоединение Тбилиси к американской инициативе о возрождении Великого шелкового пути в обход Ирана, Ирака и России. И вот, после того как Москве дали зеленый свет на вступление в ВТО, дискуссии вокруг налагаемых поправкой торговых ограничений разгорелись с новой силой. А как иначе? Ведь они противоречат нормам международной организации. И пока она действует, возникает вопрос, кому больше выгодно присоединение РФ к торговому сообществу. Поэтому в конце ноября посол США в России Джон Байерли заявил, что отмена поправки станет одной из главных целей администрации Барака Обамы в наступающем году.
Новые реалии обитателям Капитолийского холма описал один из авторов текста поправки, бывший главный консультант Пентагона Ричард Перл: "Я, наверное, удивлю многих собравшихся здесь тем, что собираюсь сказать: поправка Джексона-Вэника больше не может применяться к России, — приводит слова политика "Голос Америки". — Она больше не может применяться потому, что ее текст очень четко определяет страны, к которым она относится. Москва сегодня не удовлетворяет этим критериям".
О том, что поправка может быть отменена в ближайшие месяцы, на прошлой неделе заявил и глава подкомитета по торговле в Палате представителей Конгресса США Кевин Брейди. Правда, депутат оговорился, что легким этот процесс не будет, поскольку его коллеги обязательно в очередной раз увяжут отмену экономических санкций с политическими требованиями.
Помимо традиционных подозрений в отношении сотрудничества России с Ираном и защиты прав человека в нашей стране, на этот раз они намерены затронуть тему прошедших парламентских выборов, к легитимности которых на Западе относятся с большим недоверием.
О том, что это нужно прежде всего самим Соединенным Штатам, корреспонденту Bigness рассказал главный экономист УК "Финам-Менеджмент" Александр Осин: "США финансируют двойной дефицит — бюджетный и торгового баланса. В сумме это более ста миллиардов долларов в месяц. В этом году они довольно успешно сократили дефицит бюджета, на два процента от ВВП. В следующем году планируют еще на один процент улучшить показатели бюджетного дефицита. Что касается торгового дефицита, они сейчас оформляют несколько соглашений, с Южной Кореей, латиноамериканскими странами, которые бы позволили оптимизировать торговый баланс. Поэтому и России дали "зеленый свет" на ВТО… Но пока поправка Джексона-Вэника действует, Вашингтону все равно, есть мы в организации или нет. Поэтому все экономические предпосылки есть", — отметил эксперт.
Наш собеседник отметил, что единственная причина, по которой отмена поправки может затянуться на неопределенный срок — это политические амбиции отдельных конгрессменов. Достаточно вспомнить, с каким скрипом принимали они в этом году свой бюджет.