Правительство России будет разрабатывать механизм использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ) для обеспечения долгосрочного финансирования инвестиционных проектов. В данном случае речь идет о транспортной инфраструктуре. Таким образом президент страны Дмитрий Медведев отреагировал на просьбу главы РЖД Владимира Якунина.
То, что основными сторонниками подобных мер являются крупные госкомпании, неудивительно. РЖД нуждается в средствах для реализации крупных инфраструктурных проектов и намерено выпускать облигации под государственные гарантии. Об этом, собственно, Якунин и говорил. Как пишут "Ведомости", предполагается, что долговые бумаги будут выкупать внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд или ФНБ.
На сегодняшний день Медведев уже поручил правительству к 1 апреля разработать механизм использования средств фонда национального благосостояния по этим направлениям. При этом механизмы госгарантий должны быть усовершенствованы, как и законодательная база под эти цели. В настоящее время средства ФНБ могут быть использованы только на софинансирование пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета России. Инвестиционная деятельность, в том числе и выдача госгарантий, ФНБ не предусмотрена. С 2008 по 2011 год объем Фонд национального благосостояния практически не изменился и составляет 2,7 трлн руб., отмечает "Лента.ру".
По данным источника из Минэкономразвития, в транспортной стратегии инвестиции в отрасль до 2030 года оценивались в 5% ВВП, но в бюджете до 2014 года эти расходы не превышают 2-2,2% ВВП, что является следствием кризиса 2008-2009 г.г. Он пояснил "Ведомостям", что "надо искать новые возможности при ограниченном бюджетном ресурсе". Одним из таких предложений является законодательно прописанный механизм выпуска облигаций, обеспеченных госгарантиями.
Эксперты Минфина уже выступили против таких инициатив. По их мнению, облигации под госгарантии — просто еще один тип гособлигаций, увеличивающий расходы и дефицит бюджета. В ведомстве полагают, что вкладывать пенсионные деньги в малоликвидные проекты нецелесообразно. Кроме того, в настоящее время крупные компании уже имеют право выпускать облигации под государственные гарантии. Если компания подготовила проект стоимостью выше пяти миллиардов рублей и готова вложить не менее 15% собственных средств, то она может получить госгарантии по 50% привлеченных инвестиций.
Аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин считает, что "в развитие транспортной инфраструктуры средства вкладывать необходимо, но проблема дефицита пенсионного фонда является не менее острой. Да и изначально ФНБ создавался как инструмент для поддержания пенсионной системы. Если проекты будут хорошо просчитаны, а участие ФНБ будет ограниченным, то, в принципе, это возможно. Но срок окупаемости будет очень долгим, поэтому риски таких проектов велики.
Проблемы финансирования дефицита Пенсионного фонда могут возникнуть уже в ближайшие годы, и эта задача, безусловно, будет более приоритетной, чем развитие транспорта". Отсюда перспективы реализации подобного механизма использования пенсионных денег пока выглядят достаточно размытыми. Хотя руководство дочернего предприятия РЖД "Скоростные магистрали" уже предложило использовать средства Пенсионного фонда для кредитования частного партнера по строительству высокоскоростной железной дороги Москва-Петербург. Сам проект строительства оценивается в 696,2 млрд руб., остальные средства предлагается привлечь из Пенсионного фонда России. Возможно, в свете принятого президентом решения эти деньги все-таки будут направлены в проекты развития транспортной инфраструктуры. Вопрос в том, что для властей страны окажется приоритетом.