Росавиация пошла на конфликт с крупным перевозчиком «Трансаэро», посчитав неправомерными заключение договоров компании с туроператорами на продажу билетов на чартерные направления из Москвы в Рим, Милан и Венецию. Эксперты считают, что позиция ведомства выглядит как неприкрытое потворство интересам Аэрофлота, а это ограничивает свободную конкуренцию и лишает пассажиров всякого выбора.
Как говорится в сообщении ведомства, Росавиация осуществляет допуск перевозчиков в соответствии с Порядком, утвержденным приказом министерства транспорта РФ от 17 июня 2008 года номер 92. Пунктом 13 этого документа определено, что в случае принятия решения о допуске Росавиация направляет перевозчику уведомление о возможности выполнения международных воздушных перевозок.
В настоящее время специалисты ведомства утверждают, что уведомление о допуске к выполнению чартерных перевозок по маршрутам Москва-Рим, Москва-Милан и Москва-Венеция Росавиация в «Трансаэро» никогда не направляла.
Напомним, ранее ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» обратилось в правительство РФ с просьбой о создании специальной комиссии при правительстве по распределению допусков авиакомпаний на выполнение международных рейсов. Как пишет Финмаркет, согласно существующему межправительственному соглашению о воздушном сообщении, право на осуществление авиаперевозок на линиях Москва - Рим, Москва - Милан, Москва - Венеция закреплено за российским «Аэрофлотом» и итальянской Alitalia.
В пресс-релизе «Аэрофлота» говорится, что «Трансаэро», не являясь назначенным перевозчиком и не получив соответствующий допуск в установленном законом порядке, не вправе осуществлять продажу чартерных перевозок. По мнению аналитика Инвесткафе Кирилла Маркина, тут дело в том, что Аэрофлот является официально назначенным перевозчиком на данных направлениях. И ей совершенно не нужен конкурент в лице «Трансаэро».
«Можно было бы решить, что это чья-то абсурдная выдумка, но, к сожалению, все это правда. А самое печальное, наверное, то, что авиабилеты Трансаэро по данным направлениям продаются и по сей день. Более того, даты вылета назначены на 28-31 декабря. То есть аккурат в канун Нового года «счастливые» пассажиры окажутся на «праздничной елке» в Домодедово. Это может произойти в том случае, если Росавиация не вмешается в ситуацию.
А ведь именно Росавиация 28 октября этого года официально одобрила заявку «Трансаэро» на выполнение чартерных рейсов по маршрутам Москва-Рим, Москва-Венеция и Москва-Милан. «Однако 11 ноября 2011 Росавиация издает незаконный приказ об исключении из протокола указанных допусков. Несмотря на неоднократные запросы, до настоящего времени авиакомпания «Трансаэро» не получила от Росавиации разъяснений о правовых основаниях для действий, которые могут нанести ущерб пассажирам», - отмечается в официальном пресс-релизе пострадавшей авиакомпании.
Поскольку билеты по данным направлениям до сих пор продаются, судя по всему, Трансаэро рассчитывает на то, что Росавиация пойдет на уступки. В противном случае новогодние праздники у большого количества людей будут испорчены, а в аэропорту Домодедово начнутся проблемы из-за отмены вылетов и недовольства пассажиров. Причем на данный момент получается, что авиабилеты продаются незаконно. До тех пор пока будет необходимо согласовывать рейсы с назначенными перевозчиками (в данном случае - с Аэрофлотом), подобное будет происходить снова и снова.
При этом Аэрофлот уже не первый раз оказывается вовлеченным в такую историю. «Схожий прецедент случился в 2009 году, когда сначала авиационные власти России допустили Трансаэро к выполнению рейсов на направлении Москва-Ларнака, а позже попытались аннулировать допуск. Тогда авиакомпания «Трансаэро» доказала во всех судебных инстанциях свое законное право на полеты по указанному маршруту и выполнила все свои обязательства перед пассажирами и партнерами», - отмечается в вышеупомянутом пресс-релизе.
Вообще, стоит отметить, что позиция Росавиации выглядит как неприкрытое потворство интересам Аэрофлота, а это ограничивает свободную конкуренцию на рынке и попросту лишает пассажиров всякого выбора. Данная история может завершиться достаточно плачевно для Росавиации из-за угрозы общественного резонанса. Но он возникнет лишь в том случае, если сложившаяся ситуация получит существенный негативный отклик со стороны населения и будет освещаться СМИ.
К слову, апсайд котировок акций «Трансаэро» составляет 39,6% от текущих уровней. Хотя положению «Трансаэро» сейчас не позавидуешь, а это может отпугнуть потенциальных клиентов авиакомпании, что наложит негативный отпечаток на ее финансовые результаты», - пояснил эксперт.
Руководство «Трансаэро» пока ограничилось тем, что обратилось в Минтранс РФ с просьбой «о возвращении ситуации в правовое поле и пресечении действий Росавиации, направленных на сдерживание конкуренции и поддержание монопольной ситуации на основных маршрутах между Россией и Италией». В целом, ситуация ясна, а как она отразится на пассажирах - покажет ближайшее будущее.