В России в скором времени может вновь появиться бюджетный авиаперевозчик. Аэропорт "Шереметьево" готовится к приходу новых авиакомпаний, который ожидается к лету будущего года. Условия для появления лоукостера создаст вхождение РФ в ВТО. Сейчас этому препятствуют высокая стоимость обслуживания в аэропортах и противодействие крупных игроков рынка.
Нынешней осенью прекратила полеты компания "Авианова". Бюджетный российский перевозчик вышел на рынок в августе 2009 года. Ее акционером является российская компания "Луч" (51% акций), в которой, в свою очередь, мажоритарный пакет принадлежит структуре "Альфа-групп" — компании "А1", а миноритарный пакет — американскому инвестфонду Indigo Partners (49% акций).
Флот компании состоял из пяти воздушных судов AirbusA320. По итогам восьми месяцев 2011 года компания заняла 12-е место по количеству перевезенных пассажиров — 866 тысяч человек.
Финансовые проблемы у "Авиановы" начались еще летом 2011 года. комиссия Росавиации продлила сертификат эксплуатанта авиадискаунтера "Авианова" на один год. "Акционеры авиакомпании предоставили кредитную линию для погашения долгов", — пояснило ведомство.
В начале октября "Авианова" пожаловалась на кризис ликвидности, признав долги по лизинговым платежам за самолеты Airbus 320. Тем не менее, 5 октября "Авианова" подала в Росавиацию заявление о прекращении операционной деятельности с 10 октября 2011 года. Финансировать проект отказался один из акционеров.
"После 9 октября 2011 года авиаперевозки будут прекращены в связи с де-факто-решением акционера компании — американского фонда Indigo Partners LLC — отказаться от дальнейшего финансирования текущей деятельности авиакомпании", — сообщила компания. 10 октября лоукостер прекратил полеты.
Компания до сих пор выплачивает деньги пассажирам за билеты. Недавно появились сообщения о том, что выплатят деньги не всем. Якобы могут пострадать те, кто купил билеты через платежные терминалы и авиаагентства.
Однако компания выпустила пресс-релиз, в котором пояснила,что информация о том, что пассажирам не вернут деньги за билеты, не соответствует действительности, а приведенные в материале данные являются устаревшими.
Логика рынка требует появления бюджетного авиаперевозчика. Выход лоукостера требует значительных затрат. По мере наращивания объемов перевозок компания достаточно долгое время может работать в ноль, не принося доходов инвесторам и отрабатывая большие первоначальные вложения. Не все компании способны пройти первые два этапа. "Авианова" не сумела одолеть второй из них.Но те, кто выживают, впоследствии становятся популярными и устойчивыми в финансовом плане перевозчиками.
В конце октября был также аннулирован сертификат Sky Express — еще одной авиакомпании, которая первое время пыталась позиционировать себя как низкобюджетную. Теперь компании влилась в состав "Авиалиний Кубани" (принадлежат структурам Олега Дерипаски) и распрощалась с идеей низких цен.
"Основная характерная черта лоу-кост перевозчиков — это низкие операционные затраты, которые достигаются за счет отсутствия дополнительных сервисов на борту, оптимизации маршрутов, позволяющих минимизировать время самолета на земле и стоимость его обслуживания, полеты в отдаленные аэропорты или слоты в аэропортах, которые пользуются наименьшим спросом и отличаются более низкой ценой. Кроме того лоу-костеры обычно заказывают самолеты, комплектация которых предусматривает большее количество мест, чем обычно, чтобы максимально использовать воздушное судно", — отмечает в комментарии Bigness. ru начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская.
"Аэрофлот" также не собирается создавать лоукостера. Об этом заявил заместитель гендиректора перевозчика Шамиль Курмашов. Компания может снижать тарифы на некоторых направлениях, однако бизнес-концепцией дешевые перевозки для "Аэрофлота" не являются. Компании ставит другие задачи: обеспечить монополию на международных и внутренних рейсах.
И все же появление нового лоукостера в России предрекает ряд специалистов, опрошенных BFM.ru. Не исключают такого развития событий и в Шереметьево, где ожидается появление новых авиакомпаний в терминале B, который эксплуатировала "Авианова".