Цена бензина в России напрямую зависит от котировок нефти на мировом рынке. Ситуация, которая там сложилась, далека от стабильной, так как оглашение антикризисных мер на саммите Евросоюза вновь столкнуло цену "черного" золота к 110 долларам за баррель. Эксперты ждут дальнейшего повышения на топливо.
Аналитик ФГ "Калита-Финанс" Елена Туржанская в своем обзоре цен на рынке бензина в России отметила, что средняя розничная цена бензина в России (марка АИ-95) с начала сентября 2011 года находится вблизи отметки 29 рублей за литр. По ее словам, не стоит забывать, что, согласно данным информационно-торговой платформы ITrader 8, с начала августа текущего года рост стоимости топлива составил 3,5%, а с начала года — уже 10%.
"В настоящий момент цена одного литра бензина (АИ-95) находится вблизи уровня сопротивления краткосрочного нисходящего тренда, 28,98 рублей за литр.
При этом стабильной нельзя назвать ситуацию, складывающуюся в настоящее время на мировом рынке нефти. В октябре, период успокоения мировых финансовых рынков, стоимость нефти марки Brent пошла вверх, прибавив за месяц почти 8% и добравшись до уровня 115 долларов за баррель. Однако возобновившиеся в ноябре опасения относительно возможности осуществления принятых антикризисных мер на саммите Евросоюза вновь столкнули цену "черного" золота к 110 долларам за баррель", — подчеркивает эксперт.
Туржанская подчеркнула, что если смотреть на волатильное движение котировок нефти в последние месяцы и планомерный рост цен на бензин АИ-95, в очередной раз можно убедиться в "ручном" управлении нефтяным сектором национальными монополиями.
По ее словам, основная проблема российской нефтяной отрасли состоит в том, что отечественным ВИНК выгоднее экспортировать сырье, а не производить нефтепродукты для внутреннего потребителя, что, соответственно, приводит к дефициту и росту цен.
Власти России 1 октября 2011 года ввели новые правила сбора экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Согласно введенным стандартам "60-66", понижаются пошлины на экспорт сырой нефти с одновременным повышением ставок на вывоз нефтепродуктов.
Тем не менее, препятствием к совершенствованию внутреннего рынка является технологическое отставание отрасли, которое может не позволить увеличить переработку нефти, а только еще больше усугубить дисбаланс в пользу экспорта. Кроме того, высокие затраты на модернизацию оборудования могут больно ударить по мини-заводам, хоть в какой-то степени составляющим конкуренцию монополиям, считает эксперт.
"Еще один фактор, способный существенно повлиять на цену бензина — вступление России в ВТО. Дело в том, что одним из принципов организации, имеющей цель либерализовать рынки, является выравнивание цен, в частности, цен на энергоносители и топливо в странах-участниках. Это приведет к тому, что стоимость российского бензина сравняется с общемировой, т. е. вырастет в несколько раз. Замечу, что в октябре 2011 года средняя цена на бензин 95-й марки в Европе равнялась около 1,5 евро за литр (около 60 рублей). Таким образом, не исключено, что российские ВИНК начнут повышение заранее, дабы не испугать потребителей резким скачком цен.
Однако в пользу сохранения текущей стоимости топлива выражается Минэнерго, в отчете которого указывается о высоких запасах основных видов топлива. Также в документе Министерства отмечается, что отгрузка высокооктановых бензинов на внутренний рынок за первые 9 месяцев превышает плановые показатели на 3,7%. То есть, российское министерство энергетики полностью исключает возникновение на российском рынке дефицита топлива и повышения цен", — добавила Туржанская.
В настоящее время сдержать рост цен пытается и Федеральная антимонопольная служба России, которая предлагает не повышать планку акцизов на нефтепродукты в 2012-м и 2013-м годах. Кроме того, сопротивление ценам могут оказать приближающиеся выборы, в преддверии которых власти вряд ли захотят подрывать к себе доверие, смирившись с непосильным "бензиновым" бременем.
Заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов на очередном заседании штаба по мониторингу ситуации, связанной с производством и потреблением нефтепродуктов заявил, что возникновение угрозы дефицита на российском топливном рынке в ноябре 2011 года маловероятно.
По данным ЦДУ ТЭК, с начала года по 16 ноября первичная переработка нефтяного сырья увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 2,7%. Производство автобензинов в целом выросло на 1,7% и составило 31 967,9 тыс. тонн. Отгрузка нефтепродуктов на внутренний рынок превысила показатели аналогичного периода 2010 года по всем продуктам. В частности, по бензину "Регуляр-92" — на 5,3%, по бензину "Премиум-95" — на 12,9%, по дизельному топливу летнему — на 10,5%, по дизельному топливу зимнему — на 1,4%.
"Таким образом, учитывая вышеназванные факторы, мы предполагаем, что в ближайшее время цены еще будет реально удержать вблизи отметки 29 рублей за литр, однако дальнейшее повышение неминуемо", — подытоживают аналитики ФГ "Калита-Финанс".