Руководство "Ростелекома" сделало ритейлеру "Связной" предложение о покупке 25% компании. Предварительно сделка оценивается от 450 до 650 миллионов долларов. При этом "Связной" планирует пока сохранять независимость от операторов связи и развивать для них розничные сети.
Как пишет "Коммерсант", возможная сделка обсуждается уже месяц, но руководство "Связного" к продаже не склонно. Пока компания планирует продолжить развиваться как независимый ритейлер. МТС ранее опробовали этот путь развития — весной 2009 года 13 менеджеров "Связного" во главе с Сергеем Румянцевым перешли в розничную сеть МТС. К концу третьего квартала 2011 года розничная сеть выросла до 2,4 тыс. собственных салонов, а с учетом франчайзинговых — 4,017 тыс. салонов.
В сентябре "Ростелеком" объявил о планах создания собственной монобрендовой сети, напоминает издание. Планируется, что в ней будут продаваться контракты "Ростелекома", финансовые, пенсионные и кредитные продукты, а в будущем — аксессуары для сотовой связи. Флагманский салон "Ростелекома" будет открыт в этом году, открытие еще 14 запланировано на следующий.
По прогнозам, в ближайшем будущем сеть "Ростелекома" разрастется до 2,5 тыс. салонов (у "Связного" их сегодня 2715), из них лишь 500-700 оператор будет развивать самостоятельно, а остальные передаст в управление. Руководство "Ростелекома" в настоящее время ведет переговоры с "Евросетью" и "Связным", а также региональными сетями.
В переговорах консультантом "Ростелекома" и "Связного" выступает "Тройка Диалог". Предварительная оценка "Связного" инвестбанками, обнародованная ритейлером в августе в ходе подготовки к IPO ($1,8-2,6 млрд), составляет $450-650 млн.
Аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков отметил, что "собственная розничная сеть для операторов связи — хороший способ нарастить свою абонентскую базу, который обеспечивает продажи тарифных планов с меньшим churn rate (показатель оттока абонентов). При этом собственные салоны можно отдать в управление ритейлерам-лидерам рынка, как делают, например, "Вымпелком" и "Евросеть". Учитывая, что, по имеющимся сообщениям, обсуждается приобретение не контрольного пакета, Ростелеком может склоняться к данной модели сотрудничества.
Вместе с тем, как правило, данный сегмент для мобильных операторов создает, в основном, лишь убытки, так как выступает вспомогательным, стимулируя продажи тарифных планов. Отмечу, что по сообщениям в СМИ, "Связной" планирует сохранять независимость от операторов связи, что также может затруднить вероятную сделку.
Напомним, контролирующий акционер "Ростелекома" — государство в лице "Связьинвеста", ВЭБа и Агентства по страхованию вкладов, которому принадлежит 53,25%. По итогам первого полугодия 2011 года выручка "Ростелекома" составила 143,6 млрд руб., OIBDA — 56 млрд руб.
Этой осенью компания официально представила свой новый логотип, разработанный агентством TNC. Brands.Ads, входящим в Leo Burnett Group Russia.
Сейчас в "Ростелеком" входят несколько крупных региональных компаний, в том числе "Центртелеком", "Сибирьтелеком", "Дальсвязь" и другие. Услугами компании пользуется более 100 миллионов человек, а сам "Ростелеком" обладает магистральной сетью связи в 500 тысяч километров. Крупнейшим акционером "Ростелекома" является государство.
"Связной" управляет 2715 магазинами в России. Выручка по итогам первого полугодия — 29,3 млрд руб., EBITDA — 1,3 млрд руб., общий долг — около 10 млрд руб. 99,99% ритейлера принадлежит нидерландской Svyaznoy N. V., ее основной владелец — Максим Ноготков.