ФАС считает, что в РЖД нарушили закон "О защите конкуренции", сократив число электричек в час пик на Курском направлении. На будущее она предлагает РЖД опираться на мнение пассажиров, которых нужно опрашивать. В РЖД уверяют, что действовали с учетом мнения 300 анкетированных пассажиров ЦППК, а термин "социальная электричка" в законе не прописан.
Дело было возбуждено ФАС по обращению пассажира РЖД. Специалисты ФАС выяснили, что ОАО "РЖД" издало телеграммы, из-за которых произошло сокращение предложения перевозки пассажиров пригородными поездами в утренние "часы пик" на Курском направлении Московской железной дороги.
Так, "социально значимый" электропоезд на Курском направлении МЖД, имеющий в 10-вагонном "исполнении" 1088 сидячих мест, был заменен скорым пригородным поездом повышенной комфортности с количеством мест для сидения — 671. Из-за этого стоимость проезда увеличилась в два раза. С 17 до 16 было сокращено количество пригородных поездов в утренние часы на том же направлении. Как установили в ФАС, мнение пассажиров при этом не учитывалось.
На основании решения о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД" и ОАО "Центральная ППК" получат предписания согласно которым в случае планирования отмены и/или замещения пригородных поездов социального назначения, на пригородные поезда повышенной комфортности, компания будет обязана проводить опрос пассажиров на соответствующем направлении с целью учета мнения пассажиров, при формировании расписания пригородных пассажирских поездов, "с учетом приоритета поездов, имеющих социальное значение".
Однако опросы населения у ЦППК есть. В разъяснении относительно сообщения ФАС России о сокращении количества социальных электричек пресс-служба ОАО РЖД сообщает, что в июле 2007 года к монополии обратилась ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" с просьбой предоставить инфраструктуру для скоростного электропоезда повышенной комфортности "Экспресс".
Обращение обусловлено маркетинговыми исследованиями, которые проводились ЦППК. Было опрошено более 300 пассажиров пригородных поездов, следующих в Курском направлении в утренние часы "пик". По результатам анкетирования опрошенные пассажиры положительно отнеслись к появлению скорого электропоезда на данном маршруте в обозначенное время.
И все было бы хорошо, но пропускная способность на Курском направлении в пиковый период (в будние дни с 7:00 до 9:00) не позволяла ввести дополнительные "нитки графика", сообщает РЖД. Однако реализовать волю народа в компаниях решили во что бы ни стало и ОАО "ЦППК" было предложено заменить одну из 17 существующих электричек на скорый электропоезд повышенной комфортности.
В середине октября ОАО "РЖД" объявило акцию "Добро пожаловаться!". На 22 вокзалах страны от Владивостока до Калининграда в общественных приемных для пассажиров пригородных электропоездов людей опрашивали по поводу улучшения транспортного сервиса.
Как пишут Ведомости со ссылкой на результаты исследования, за снижение стоимости проезда выступило 37% жителей столицы и только 27% — регионов. Зато каждый четвертый респондент вне зависимости от места жительства высказался за улучшение качества и комфорта пригородных поездов.
Также РЖД указывает, что в законодательстве отсутствует какое-либо указание на то, какой поезд является "социальным", а какой таким не является. Поэтому ОАО "ЦППК" действовала правомерно и руководствуясь мнением опрошенных пассажиров.
Столичная пригородная железнодорожная компания, перевозящая свыше половины пассажиров электричек в России, получила новых совладельцев полтора месяца назад. Московские власти продали блокпакет ЦППК Искандару Махмудову и Андрею Бокареву, которые совместно владеют "Аэроэкспрессом".
Акцент будет сделан на комфортные и прибыльные перевозки, что означает рост цен на билеты. "МПК вложила деньги в убыточную компанию, но раньше эти люди сумели сделать "Аэроэкспресс". Сумма, вложенная в ЦППК, несопоставима с многомиллиардным бизнесом "Московской пассажирской компании". Бизнес-план ЦППК будет сопоставим с программой развития "Аэроэкспресса". Разберутся с доходами, издержками, выводом компании на безубыточный уровень — посчитают рентабельность, отсекут ненужные маршруты и установят сроки окупаемости в 4-5 лет. Но роста цен на билеты не избежать, из-за чего снизится мобильность пассажиров",- отмечает генеральный директор Infranews Алексей Безбородов.
У остальных территориальных пригородных пассажирских компаний (ППК) дела обстоят хуже. В 2011 году на покрытие убытков по пригородным перевозкам из госбюджета было направлено 25 млрд рублей, а еще 11 млрд должны были выделить регионы.
Суммы, заложенные на данный момент в региональных бюджетах, в десятки раз меньше необходимых. По итогам 2011 года доход ППК "Черноземье" ожидается в размере 725 миллионов рублей, убыток — на уровне полутора миллиардов, сообщает "Российская газета".
"Во всех регионах есть понимание, что выделение средств необходимо, но конкретные решения власти не принимают", — цитирует издание гендиректора компании ППК "Черноземье" Виктор Шубин.
Уже в 2012–2013 годах перевозки субсидировать из федерального бюджета не планируется. С 2011 года РЖД выделяет пассажирские перевозки внутри регионов в так называемые пригородные пассажирские компании. Они создаются совместно РЖД и региональными администрациями.
К концу года должно быть создано 26 таких компаний. По задумке выделение пригородных перевозок в самостоятельный бизнес должно привлечь внимание инвесторов, которые постараются сделать их прибыльными.