"Аэрофлот" может лишиться выплат иностранных компаний за полеты над территорией Сибири. Евросоюз почти достиг соглашения с Россией о прекращении взимания таких платежей. Модернизация системы использования транссибирских маршрутов предполагает отмену платы за полеты над Россией не позже конца 2013 года.
Как пишет The Wall Street Journal, в письме еврокомиссару по торговле Карелу де Гюхту от 7 ноября российский министр экономического развития Эльвира Набиуллина обещает, что Москва будет придерживаться протокола между Россией и ЕС от 2006 года, который до сих пор казался недействительным.
Речь идет о документе, который в 2006 году подписали министр транспорта России Игорь Левитин и вице-президент Еврокомиссии Жак Барро. Протокол "Принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов" предусматривал полную отмену платы не позднее 31 декабря 2013 года. С этого момента в соответствии с пактом европейские авиаперевозчики должны будут платить только сборы за аэронавигационное обслуживание, предусмотренные Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, пишет издание "Ведомости".
Согласно письма Набиуллиной, Россия начнет отменять для иностранных авиакомпаний плату за пролет с 1 января. В соответствии с обновленным вариантом пакта от 2006 г. авиакомпаниям не придется платить за новые рейсы через Сибирь. А с 1 января 2014 г. роялти за транссибирские перелеты могут быть отменены полностью, если Россия присоединится к ВТО в следующем месяце.
Это не исключено — на прошлой неделе Москва завершила переговоры с Грузией, позиция которой по Абхазии и Южной Осетии была последним препятствием на пути вступления в ВТО. Ожидается, что решение о присоединении России к ВТО может быть принято уже в середине декабря.
Начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская пояснила Bigness.ru, что "отказ от транссибирских роялти является ожидаемым событием для Аэрофлота. При этом ранее значительное сокращение ожидали уже в 2012 году (в нашей модели мы не учитывали соответствующие доходы уже в 2012 году). Таким образом, значительной негативной реакции на обсуждаемые планы по отказу от роялти мы не ожидаем. В 2010 году роялти составили около $200 млн (EBITDA Аэрофлота за этот период $684 млн, чистая прибыль $254 млн), и даже в отсутствии этих платежей Аэрофлот показал бы положительный результат. В дальнейшем зависимость Аэрофлота от этих платежей будет снижаться за счет роста объемов перевозок и оптимизации операционных расходов.
Помимо повышения эффективности деятельности компании в долгосрочной перспективе, вступление в ВТО может принести ряд положительных эффектов — отмена пошлин на ввоз самолетов, изменение тарифного регулирования в аэропортах, возможность приглашать на работу пилотов-иностранцев. Поэтому, как ожидается, частично негативный эффект отмены роялти после вступления в ВТО будет компенсироваться другими факторами.
На данный момент мы не ожидаем перекладывания недостающих роялти на стоимость билетов (если в 2011 году объем роялти сохранится на уровне 2010, то их доля в выручке будет менее 5% по итогам года по нашей оценке)".
Напомним, роялти формируются из нескольких источников: компенсация за разницу частоты полетов, за отсутствие посадки в Москве, а также за пульные соглашения. Пульные соглашения "Аэрофлот" подписывает с европейскими перевозчиками, которые получают право летать на определенных маршрутах по территории России, а взамен платят за это компенсацию. Компания в настоящее время использует соглашения такого рода с 30 европейскими и азиатскими авиакомпаниями.
Так или иначе, но "Аэрофлот" демонстрирует завидную последовательность в вопросе отказа от такого прямого источника прибыли. Глава компании Виталий Савельев, как только вступил в должность гендиректора "Аэрофлота" в апреле 2009 года, официально заявил, что последние шесть лет "Аэрофлот" оставался прибыльной компанией только благодаря роялти, которые ему платят иностранные авиаперевозчики за полеты над Сибирью, начиная еще с советских времен. Без этих пролетных денег, "Аэрофлот" бы был убыточной компанией, отмечает RB.ru.
По словам Савельева, "роялти — наркотик, от которого надо отказаться…Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы". При наличии поддержки государства не исключено, что этот шаг крупнейшему российскому перевозчику пойдет только на пользу.