Банки все менее интересуются кредитованием в магазинах. С начала года сектор POS-кредитования показывал значительный рост. Накопившие ликвидность банки желали поскорее раздать деньги населению. На кредиты наличными и POS-кредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению, однако банки постепенно сокращают долю магазинных займов.
По итогам I полугодия 2011 объемы выдачи кредитов наличными и POS-кредитов увеличились в 1,5 раза по сравнению с I полугодием 2010. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и POS-кредитов увеличится на 27-30%, сообщает Эксперт РА.
Однако сегмент POS-кредитов со второго квартала текущего года он сократился на 7%. Несмотря на то, что за последние полтора года произошло некоторое снижение ставок (4-5%), они по-прежнему остаются крайне высокими. При этом заемщик покупает и страховку, которая увеличивает ежемесячные выплаты. В лучшем случае они составляют порядка 30% годовых, но могут достигать 55-70%.
В итоге, переплата составляет свыше половины цены покупаемого в кредит товара. В торговых сетях наиболее часто берут "безвозвратные" кредиты мошенники, а также граждане неспособные просчитать собственные финансовые возможности. За оперативность выдачи денег и отсутствие проверки добросовестным заемщикам приходится платить высокими ставками.
Взяв один раз такой кредит, многие граждане, шокированные итоговой переплатой, более не прибегают к подобного рода услугам. Тень ложится и на банк, предоставляющий такого рода сервис. С другой стороны, POS-кредиты приносят банку быстрые и немалые деньги. Вложения в организацию такого бизнеса минимальны.
Снижение потребительской активности и те репутационные риски, с которыми сталкиваются банки, делают сегмент все менее привлекательным. Лидером в POS-кредитовании является ХКФ Банк, который по объемам выданных кредитов в текущем году опережает занимающий второе место "Русфинанс Банк".
При этом ранее лидировавший на этом рынке банк "Русский стандарт" постепенно уходит из данного сегмента. Диверсифицирует свой бизнес и "Хоум Кредит энд Финанс Банк", в портфеле которого увеличивается доля кредитов наличными.
Эксперты полагают, что рынок POS-кредитования будет меняться и сжиматься по мере распространения кредитных карт.
"Клиенты все больше предпочитают продукты, которые позволяют удовлетворить более широкий спектр потребностей — сделать ремонт, организовать отпуск и так далее, — отмечает в комментарии изданию "Профиль" директор департамента потребительского кредитования банка "Хоум Кредит" Александр Антоненко. — Для этого больше подходят кредиты наличными и кредитные карты, поскольку они предполагают более гибкие условия — более крупные суммы и более длительные сроки кредитования, наличие грейс-периода, если мы говорим о кредитной карте".
С другой стороны, у сектора POS-кредитования имеются и новые направления роста. В частности, речь идет о сфере туристических услуг и страховках в кредит.