Крупнейшее международное исследовательское агентство в регулярном отчете отметило рост индекса потребительского доверия на российском рынке на 7 пунктов, до 89 пунктов, по сравнению со вторым кварталом. Ранее крупнейший сетевой розничный оператор зафиксировал ухудшение показателей, связанное с падением продаж продуктов питания в сентябре.
Потребители в других странах мира ведут себя более осторожно. Как свидетельствуют данные индекса потребительского доверия Nielsen, большинство респондентов в мире (64%) смотрят в потребительское будущее с пессимизмом. На 31 из 56 мировых рынков был отмечен спад потребительского доверия. Каждый пятый опрошенный европеец и каждый третий американец отмечают, что не имеют свободных денежных средств.
А вот в России 50% респондентов оценили перспективы своих личных финансов на ближайшие 12 месяцев как "отличные и очень хорошие" (40%), 39% сказали, что сейчас хорошее время для покупок (28% за три месяца до этого). Для сравнения, во II квартале свои финансы на отлично оценили 40% опрошенных, а 28% считали, что настало время для покупок.
"С 2008 года российские потребители сдерживали свои траты, однако в третьем квартале 2011 года они предпочли стратегию "здесь и сейчас", – комментирует Пол Уокер, Региональный директор Nielsen в России и Северо-Восточной Европе.
Впрочем, опрос Nielsen проводился до девальвации рубля, отмечают в компании. После нее потребительские настроения могли ухудшиться. Однако связанные с обслуживанием населения экономические агенты в массе своей не заметили значительного всплеска потребительского интереса.
Российская сетевая розница и вовсе фиксирует падение выручки. В октябре X5 Retail Group (владеет сетями "Пятёрочка", "Копейка", "Перекрёсток" и "Карусель") объявил о падении квартальной выручки. Совокупная выручка снизилась на 6% в рублевом выражении.
Компания понизила прогноз на полный 2011 год по росту выручки в рублевом выражении с 40% до 35%, связывая такой пересмотр с ухудшением экономической ситуации в России.
Впрочем, некоторые эксперты связывают падение продаж товаров в сетях с сезонным ростом уличной и рыночной торговли и сменой торговой стратегии покупателями, которые все более активно используют мелкооптовые закупки.
В то же время российские покупатели стали обдуманно подходить к планированию личного бюджета.
В третьем квартале уверенность онлайн-респондентов в России в состоянии собственных финансов возросла, хотя покупательная способность еще не восстановилась в полном объеме и россияне проявляют осторожность в своих надеждах на будущее, отмечается в исследовании Nielsen.
Компания также выясняла у респондентов, какие изменения в структуре трат вызвало бы сокращение или увеличение личных доходов на 10%.
В случае увеличения доходов населения первыми позитивный эффект почувствуют туристическая отрасль и сфера развлечений в целом. На "туризм и путешествия" потратили бы лишние деньги 29% респондентов, на "отдых и развлечения" - 20%.
А вот сокращение расходов жителей России вызовет снижение числа покупок из категории "одежда и обувь" (21%), "электроника и бытовая техника" (14%) и падение посещаемости ресторанов (18%). Если наступит кризис, подобный тому, что случился в 2009 году, именно в этих трех секторах рынка резко упадут продажи, отмечается в исследовании.