Городские железнодорожные пути интегрируются в систему общественного транспорта. На перспективы использования для перевозки пассажиров довольно плотной рельсовой сети обратили внимание в ряде крупных городов. Кольцевые железные дороги могут стать важнейшей частью городской транспортной инфраструктуры и работать в режиме надземного метро.
Красноярск - город вялотекущего метронедостроя. Метро тут начали строить еще году в 1995, однако вряд ли оно начнет двигаться и в 2014-м. Как сообщают региональные СМИ, красноярское ОАО "КрасПригород" (51% принадлежит ОАО «РЖД», остальная доля - Красноярскому краю) предложило создать в краевой столице надземное метро и взять на себя часть нагрузки городского транспорта по перевозке жителей.
Генеральный директор "Краспригорода" Петр Овсянников предложил мэрии уравнять компанию в правах с городскими перевозчиками и предоставить возможность везти пассажира по тому же тарифу, что и общественный городской транспорт, сообщает Sibinfo.su. Билет на городскую электричку можно купить по 13 рублей за наличный расчет и 12 - по транспортной карте, вне зависимости от дальности перемещения.
Идея использования проходящих по городу железнодорожных линий в качестве надземного метро уже давно рассматривается как один из наиболее дешевых способов облегчить дорожные конвульсии крупнейших городов. Это особенно актуально для крупных промышленных центров, которые строились вокруг ряда предприятий с развитой железнодорожной сетью.
В Красноярске на электричке можно добраться практически в любой район города. В 2008-2009 годах здесь были пущены два поезда по кольцевой схеме навстречу друг другу. На маршруте была 21 остановка. Однако субсидировать перевозки городские власти отказались, а движения поездов были несинхронизированы с графиком остальных видов транспорта. Однако идея не умерла.
Первая маятниковая полукольцевая соединяет левобережные и правобережные окраины города (станция Бугач и пос. Березовка соответственно) с железнодорожным вокзалом Красноярск-Главный. Грузового движения по этим линиям нет, периодичность движения может составить 10-30 минут, что ближе к классическому метрополитену.
Вторая схема предполагает запуск нескольких электричек в часы пик по длинному маршруту протяженностью более 40 км через оба берега Енисея.
Достаточно активно говорится о реализации проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги. В июне 2011 года этим занялась совместная компания ОАО "РЖД" и Правительства Москвы.
В 2011-2012 годах запланировано подготовить необходимую документацию и во второй половине 2012 года приступить к реконструкции инфраструктуры. На слушаниях в Мосгордуме 27 октября представитель Департамента транспорта столицы Игорь Сиунов сообщил о том, что руководство Московской кольцевой железной дороги предлагает открыть 29 пассажирских станций.
Транспортные пересадочные узлы (ТПУ), по плану МКЖД, должны быть созданы возле 62 станций радиальных линий и при 10 московских вокзалах, сообщает Информационный центр правительства Москвы. Начать городское пассажирское движение планируется ко в сентябре 2015 года. На первом этапе это будет 48 пар электропоездов в день.
Ожидается, что Московская кольцевая железная дорога перевезет свыше 250 млн пассажиров в год. Для этого по ней должны ежесуточно курсировать 100 пар электропоездов с интервалами в часы пик до 5 минут.
Аналогичные рельсовые проекты рассматриваются в ряде других городов. А моде проекты так называемого скоростного трамвая. Развивать этот вид транспорта, помимо столиц, хотят в Екатеринбурге, Волгограде, Новосибирске и Томске. В Томске 22 ноября должно быть подписано соглашение о реализации проекта создания скоростного трамвая, который должен соединить Северск с областным центром.