Инвестиционная группа "Сумма капитал", представленная российско-голландской VTTI — Shtandart TT B. V., победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала на западной оконечности Европы — в порту Роттердам. Терминал планируется использовать для перевалки и продажи нефти российской марки Urals, а партнером может стать "Транснефть".
Соответствующее соглашение было подписано 20 октября. Строительство начнется в 2013 году, а ввод в эксплуатацию терминала с резервуарными мощностями в 3 млн кубометров запланирован в 2015 году. Инвестиции в проект составят около $1 млрд.
На первых порах в основном терминал будет принимать нефть из Приморска, откуда нефть может доставляться танкерами ледового класса, а в дальнейшем он сможет принимать нефть и из других портов Балтики и перепродаваться на условиях FOB (free on board — поставка считается выполненной, как только товар переправлен через борт корабля).
Создать СП с Shtandart TT B. V., в которой 75% принадлежит "Сумме", а 25% — совместному предприятию второго мирового нефтетрейдера Vitol и малайзийской судоходной компании MISC Berhard, может российская трубопроводная монополия АК "Транснефть".
Это не первый совместный проект Транснефти и Суммы Капитал в нефтяной логистике. Альянс "Транснефти" и "Суммы Капитал" в начале года закрыл сделку по приобретению 50,1% "частных" акций Новороссийского морского торгового порта, который в свою очередь купил Приморский порт. Покупка этих активов позволяет контролировать 70% нефтяного потока из РФ в Западную Европу.
Таким образом, крупнейшая в мире трубопроводная монополия АК "Транснефть" занимает господствующие высоты в морской транспортировке нефти. В свою очередь "Сумма Капитал" контролирует ряд высокормажинальных активов в различных отраслях — нефтегазовой, портовой, электроэнергетики, строительстве и инжиниринге, телекоммуникациях. Однако именно нефтеперевалка дает наибольший доход и считается приоритетным бизнесом группы Зиявудина Магомедова.
Российские власти, заинтересованные в продвижении марки нефти Urals как биржевого эталона, намерены поддержать строительство нефтеналивного терминала в порту Роттердама. "Мы готовы рассмотреть этот проект и при необходимости обсудить необходимые меры поддержки. У "Суммы" формируется мощная товарно-проводная инфраструктура в портах Новороссийск и Приморск. Я слышал, что они договариваются по работе в порту Роттердам", — сказал вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве РФ топливно-энергетический сектор.
Популярность российской марки может расти по мере сокращения добычи североморской нефти марки Brent. Но для этого необходимо также улучшать качество нефти, поставляемой под маркой Urals, что можно делать за счет углубления первичной переработки "тяжелой" нефти из Татарии и Башкирии, а также увеличения доли "легкой" восточносибирской нефти.
Недавно, 25 октября, Транснефть открыла нефтепровода "Пурпе — Самотлор" общей протяженностью почти 430 километров. Магистраль пропускной способностью 25 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн выполняет роль перемычки между западной и восточной частями трубопроводной системы России и позволит в зависимости от конъюнктуры поставлять нефть из крупнейших месторождений в различные регионы мира.