Переговоры по модернизации платы за транссибирские перелеты для международных авиакомпаний продлятся еще год. Об этом заявил глава российской делегации на переговорах по присоединению РФ к ВТО Максим Медведков. О полной отмены платы, введенной еще во времена СССР, речи не идет, отметил чиновник. Модернизацию платы РФ увязывает со вступлением в ВТО.
Как пояснил глава российской делегации, речь идет о том, что в ближайшее время будет подписано соглашение о проведении специальных переговоров о пересмотре действующего соглашения по взиманию сборов за транссибирские перелеты, пишет Интерфакс. "Такие переговоры могут занять примерно год, изменения возможны не ранее 2013 года", — сказал Медведков.
Собственно, такие сроки были установлены еще 5 лет назад. В ноябре 2006 года ЕС удалось достичь договоренности с российской стороной об отмене с 2013 года "пролетных" денег, взимаемых за транзитные авиарейсы над Сибирью в страны Восточной Азии.
Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. Получателями средств за пролеты были российские авиакомпании в постсоветское время стали "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Волга-Днепр". До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд.
В 2007 году европейские министры транспорта договорились, что о создании единого фонда для оплаты транссибирских перелетов, куда будут отчислять средства компании, открывающие новые маршруты. Сумма выплат эквивалентна средней плате за выполнение перелета по данному маршруту минус 5%. Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют порядка 20 иностранных авиакомпаний.
В 2008 году на саммите ЕС-Россия в Хельсинки Россия согласилась начать постепенное снижение размеров роялти за пролеты самолетов европейских компаний над воздушным пространством Сибири.
Речь идет о немалых суммах. По данным еврокомиссии в 2008 году компании выплатили в качестве пролетных денег $420 млн. Как полагают аналитики, именно этот доход, частично распределяемый в пользу "Аэрофлота", позволил авиакомпании закончить с прибылью 2009 год несмотря на падение объемов перевозок.
Как сообщала Lenta.ru, в 2009 году сумма роялти сократилась до 4,5 млрд. рублей. Учитывая размеры суммы, транссибирский налог вытягивал показатели компании не раз. Например, в 2008 году "Аэрофлот" свыше 11 млрд рублей.
Согласно озвученным на недавнем авиационном саммите Россия-Евросоюз цифрам сейчас европейские авиакомпании вносят за пролет транссибирским маршрутом по 300 млн евро ежегодно. Причем 10% этих выплат достается "Аэрофлоту". Европейцы недовольны тем, что им приходится субсидировать своего конкурента.
По примерным подсчетам возможность спрямлять маршруты в Северо-Восточную Азию через территорию России позволяет европейским компаниям экономить топлива на $700 млн в год. В качестве платы страна получает немалые деньги. Если роялти сохранить и использовать для субсидирования перелетов россиян между европейской и азиатской частью страны, граждане сказали бы только "спасибо". Тем более, после ухода с рынка дискаунтера "Авианова".
"Проблема практически решена. Мы готовы в ближайшее время подтвердить соглашение о том, что они будут отменены после вступления России в ВТО. Утром деньги — вечером стулья. Сначала вступление в ВТО — потом отмена", — заявил на форуме вице-премьер Сергей Иванов.