Группа компаний "Волга-Днепр" намерена выйти на рынок сетевых грузовых перевозок в рамках бывшего СССР по примеру известных курьерских компаний, таких как FedEx и UPS. Пока в секторе курьерских авиационных услуг и экспресс-логистики лидируют международные интеграторы грузов, которых и намеревается подвинуть один из крупнейших грузовых перевозчиков.
Российская компания Волга-Днепр является крупнейшим перевозчиком сверхтяжелых и крупногабаритных грузов в мире. В состав группы входит также авиакомпания "ЭйрБриджКарго" — крупнейший в России регулярный грузовой авиаперевозчик.
Вместе с тем рынок экспресс-доставки, на котором доминируют такие компании как UPS, DHL, FedEx демонстрирует высокие темпы роста в России и активно восстанавливается в мире. Важнейшим фактором стало восстановление спроса на те группы товаров, которые составляют существенную долю в общем объеме экспресс-отправлений. Это бытовая и компьютерная техника, автозапчасти, телекоммуникации и связь, медоборудование, рекламная продукция, строительные материалы, одежда и обувь.
При этом на российском рынке глобальные игроки напрямую чаще всего не работают. Они контролируют сегмент международных авиаперевозок, а вот внутренняя транспортировка находится под контролем отечественных компаний и выглядит вполне просторной для новых игроков.
Для "Волга-Днепр" вполне логичным видится создание отдельной авиакомпании, которая работала бы на грузовых самолетах малой размерности в качестве поддержки основного бизнеса компании, основанного на дальнемагистральных перевозках.
C этой целью в 2011 году была завершена сделка по покупке небольшой грузовой авиакомпании "Атран", выполняющей полеты на турбовинтовых четырехмоторных самолетах Ан-12, заявил "Известиям" президент "Волги-Днепр" Алексей Исайкин. В 2010 году авиакомпания перевезла лишь 2,8 тыс. т грузов и является шестой по величине авиакомпанией России, специализирующейся только на грузовых перевозках.
Новый проект носит условное название "Малая грузовая авиация". Бизнес-модель пока до конца не сформирована, работа над ней еще продолжается. Объем инвестиций в проект тоже не раскрывается. Ранее в "Волга-Днепр" оценивали стоимость запуска фидерной авиакомпании в $40-50 млн.
Кроме того, в структуре компании имеется филиал "Волга-Тракс", который был создан в июле 1997 году как автомобильное подразделение авиакомпании "Волга-Днепр" для организации автомобильной доставки груза по принципу "от двери до двери".
Таким образом, организационная структура "Волга-Днепр" предполагает создание отдельного "почтовой" грузового авиабизнеса с сопутствующей инфраструктурой наземной доставки. Не исключено, что проект грузовой авиадоставки будет осуществляться с привлечением логистических возможностей уже развернутых курьерских служб.
"С борта каждого Boeing 747 в Москве груза снимается много, но этот груз следует дальше совершенно нелогичным способом — как с точки зрения качества услуги, предоставляемой конечному потребителю, так и экономики доставки. И совершенно очевидно, что в структуре нашего бизнеса нужна отдельная авиакомпания или отдельный парк самолетов, который обслуживал бы этот грузопоток. Например, сейчас привозим в Москву 116 тонн, и далее до Самары или Перми он будет идти автотранспортом еще 2-3 суток. А с новой схемой доставки, что предлагаем мы, он смог бы дойти уже на следующие сутки", — рассказал в апреле в комментарии Aviation Explorer исполнительный президент авиакомпании "Волга-Днепр" Валерий Габриель.
Интерес компании к рынку может дать вторую жизнь активно сплавляемым самолетам "Ан-12", которые пытаются подвинуть с пассажирских линий. Конвертация этих самолетов в грузовые варианты является не самым дорогостоящим мероприятием, а летать в качестве грузовиков "Аны" смогут еще многие годы. Возможно, именно эти машины "Волга-Днепр" будет скупать у пассажирских авиалиний, хотя в компании говорят о планах использования Boeing.
Интересно, что за развитие аналогичных проектов регулярно пытались взяться другие компании. Однако опыт "Аэрофлота" с "Аэрофлот Карго", использовавшим, к слову, Boeing, оказался финансово неудачным.
Таким образом, многое в организации данного бизнеса будет зависеть от правильности избранной маркетинговой линии.
"Сейчас мы занимаемся маркетинговыми исследованиями в рамках специально созданной проектной группы. Основная проблема их развития в том, что спрос на местные перевозки локализован в определенных местах активности — как правило, в точках сырьевых добывающих компаний. Нужна сеть", — отмечал ранее в интервью РБК daily президент группы "Волга-Днепр" Алексей Исайкин.
Что касается самого рынка экспресс-перевозок, то ему предрекают очередную волну взрывного роста, который будет связан с резким увеличением числа частных клиентов.
Если сегодня порядка 70% перевозок приходится на b2b-сегмент, то в будущем рынок будет развиваться в первую очередь за счет увеличения сегмента b2c, благодаря бурному развитию дистанционной торговли.