Росрыболовство договорилось с Камбоджей и Сьерра-Леоне о совместной борьбе с легализующимися под флагами этих стран судами, которые незаконно промышляют в исключительной экономической зоне России. Пномпень и Фритаун согласны не выдавать документы судам и лишать регистрации нарушителей закона. Впрочем, продажа "удобных" флагов остается бизнесом для целого ряда стран.
Ранее руководитель Росрыболовства Андрей Крайний встречался с представителями Сьерра-Леоне, соответствующий договор с которой формально действует с 1976 года. Но это не мешает браконьерам покупать флаг этой страны.
В столице Камбоджи Пномпене в ходе первого раунда российско-камбоджийских консультаций о мерах противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу завершился, сотрудники пограничной береговой охраны РФ предоставили список из ста судов, которые занимаются незаконным промыслом в исключительной экономической зоне нашей страны под камбоджийским флагом, рассказали "Известиям" в Росрыболовстве.
В общей сложности в странах "удобного" флага зарегистрировано более 60% всего мирового тоннажа морского торгового флота. Под так называемыми удобными флагами ходит порядка 90% японского флота и 74% — американского.
Из трех тысяч судов под российским флагом ходят лишь три сотни. Преимущественно это небольшие корабли класса река-море. Из строящихся в России 20-30 морских судов в год, российский флаг поднимается в лучшем случае лишь на 2-3. В открытом море российский флаг несут в основном только корабли ВМФ. В целом, более 100 тыс российских моряков ходят под чужими флагами и платят налоги в чужую казну.
Процедура регистрации судов в РФ бюрократизирована и затратна. Занимает она не менее трех месяцев, против недели в большинстве стран мира. К тому же регистрация импортного судна означает еще и выплату 23% его стоимости на таможне…
С другой стороны, удобный флаг обеспечивает пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира. А государство, продающее свой флаг, никакой ответственности за происходящее на борту не несет. Что также выгодно судовладельцам, оптимизирующим расходы на экипаж по своему усмотрению.
Низкие налоговые ставки, низкий уровень обязательной минимальной оплаты труда, небольшие регистрационные сборы, короткие сроки регистрация и минимум формальностей — вот что привлекает судовладельцев в эти юрисдикции.
Если судить по флагам, то самой мощной морской державой является скромная Панама. Под флагом этой страны в настоящее время ходит почти четверть мирового торгового флота.
Только в прошлом году флаг этого государства был поднят еще на 688 кораблях, из которых 84% сухогрузы и 14% танкеры. Только за I квартал прошлого года панамское Управление морской торговли получило в качестве доходов от регистрации свыше $22 млн.
Моря и океаны пестрят флагами Либерии, Панамы, Багамских и Маршалловых островов, Камбоджи, Белиза, островов Сент-Винсента. В последние годы в число видной морской державы вышла даже Монголия.
Для торговых судов наиболее удобными считаются Кипр, Мальта, Либерия. А вот регистрация в Камбодже, Сьерра-Леоне, Белизе и Панаме обычно делается для рыболовных судов. Под этими флагами суда не могут промышлять в российских водах, но используются как транспортировщики для незаконного вывоза российских морских богатств в порты Юго-Восточной Азии.
На прошлой неделе во всех странах Балтийского региона прошла Неделя действий против удобных флагов. Проверки судов с участием инспекторов МФТ и профсоюзов моряков осуществлялись в скандинавских, голландских, датских, прибалтийских, немецких и российских портах.
Проверялись условия труда и быт членов экипажей, работающих на судах под удобным флагом, а также наличие коллективных договоров. На судах под удобными заниженная заработная плата, которая поступает нерегулярно, и не соответствующие международным стандартам условия труда.