В этом году импорт новых грузовиков вырос на 211%, до 25,5 тыс. машин. В Минпромторге насторожены такой динамикой, однако эксперты говорят о всплеске отложенного спроса. Сектор грузовых автомобильных перевозок значительно просел в кризис, восстановление рынка носит довольно динамичный характер, однако рост импорта вскоре остановится.
По данным Минпромторга, в январе-августе текущего года в РФ было ввезено 25,5 тыс. новых грузовых автомобилей. Это на 211% выше показателя сопоставимого периода 2010 года. Доля импорта увеличилась в полтора раза — с 17,94 до 31,32%.
Аналогичные данные у Федеральной таможенной службы (ФТС). По статистике таможенников, импорт грузовых автомобилей (в том числе и легких коммерческих грузовиков) вырос в два раза и составил 59,8 тыс. единиц.
В основном из-за рубежа завозятся Scania и MAN. Подавляющее число импортированных машин — седельные тягачи. За восемь месяцев текущего года Scania с долей импорта 27,5%, реализовала в России 4,03 тыс. грузовиков. Это на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. MAN нарастила продажи на 2,2%, до 3,9 тыс. грузовиков (доля 26,7%).
Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов призвал отечественных производителей обратить внимание на настораживающую динамику. Однако эксперты предполагают, что рост объемов импорта будет недолгим.
Не видят поводов для беспокойства и отечественные производители, которые фиксируют рост продаж в своих нишах и только готовятся воевать за рынок седельных тягачей взяв в подручные иностранных производителей. "Камаз" за восемь месяцев продал продал около 23 тыс. машин, а доля его рынка составила 40%.
В конце апреля совет директоров компании пересмотрел в сторону увеличения первоначальный прогноз по продажам на этот год на 6,9%, до 38 300 автомобилей.
В первом полугодии группа ГАЗ продала в России, СНГ и дальнего зарубежья 5287 полноприводных автомобилей "Урал", рост продаж составил 10% по сравнению с первым полугодием 2010 года, сообщила пресс-служба компании.
По данным агентства "Автостат", за полгода на учет было поставлено более 13 300 новых грузовиков "Камаз". Порядка 4500 "МАЗов". На третьей позиции оказался ГАЗ с 3100 грузовиками.
"Конечно, в период кризиса импорт грузовиков был меньше. Для нас эта ситуация была прогнозируемая, что как только восстановятся перевозки, импорт начнет расти", — пояснили РБК-Daily на КамАЗе.
"Около 90% импортируемых грузовиков — магистральные тягачи, через пару лет мы планируем отыграть долю в этом сегменте и довести ее с 5-10% до 25%", — говорит представитель КамАЗа.
По его словам на "КамАЗе" будет запущено производство новой модели седельного тягача "КамАЗ-5490", которую компания разработала вместе со своим партнером Daimler.
Спрос на автомобили стимулируют высокий уровень износа техники в стране (по отдельным позициям превышает 50%), масштабное строительство дорог, спортивных объектов к Олимпиаде, Универсиаде и ЧМ-2018, а также возрождение программ лизинга и автокредитования, говорит "Ведомостям" ведущий эксперт "Финам менеджмента" Дмитрий Баранов.
К слову, растет и импорт легковушек. В январе-августе 2011 году он увеличился на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составил 609,5 тыс. машин.
Как говорится в сообщении Федеральной таможенной службы России, за отчетный период (январь-август 2011) в РФ было ввезено легковых автомобилей на 11 млрд 571,5 млн.