"Росавиация" приостановила действие сертификата российской авиакомпании-дискаунтера "Авианова", сообщил глава ведомства Александр Нерадько. Отечественный дискаунтер, крайне популярный благодаря низкому уровню цен, столкнулся с финансовыми неурядицами и покинул рынок. Компания рассчитается с пассажирами, которым дешевые билеты уже не светят.
Финансовые проблемы у "Авиановы" начались еще летом 2011 года. Однако комиссия Росавиации продлила сертификат эксплуатанта авиадискаунтера "Авианова" на один год. "Акционеры авиакомпании предоставили кредитную линию для погашения долгов", — пояснило ведомство.
Тем не менее, 5 октября "Авианова" подала в Росавиацию заявление о прекращении операционной деятельности с 10 октября 2011 года.
"Авианова" официально пояснила, что ее перевозки прекращаются "в связи с де-факто решением акционера компании — американского фонда Indigo Partners (принадлежит 49% акций) — отказаться от дальнейшего финансирования текущей и перспективной деятельности авиакомпании". Исполнение обязательств перед пассажирами будет в одностороннем порядке осуществлять один из акционеров "Авиановы" — инвестиционная компания "А1" (принадлежит 51% акций).
Компания начала полеты в августе 2009 года. Ее акционером является российская компания "Луч" (51% акций), в которой, в свою очередь, мажоритарный пакет принадлежит структуре "Альфа-групп" — компании "А1", а миноритарный пакет — американскому инвестфонду Indigo Partners (49% акций).
Флот состоит из пяти воздушных судов Airbus A320. По итогам восьми месяцев 2011 года компания заняла 12-е место по количеству перевезенных пассажиров — 866 тысяч человек.
"Основная характерная черта лоу-кост перевозчиков — это низкие операционные затраты, которые достигаются за счет отсутствия дополнительных сервисов на борту, оптимизации маршрутов, позволяющих минимизировать время самолета на земле и стоимость его обслуживания, полеты в отдаленные аэропорты или слоты в аэропортах, которые пользуются наименьшим спросом и отличаются более низкой ценой. Кроме того лоу-костеры обычно заказывают самолеты, комплектация которых предусматривает большее количество мест, чем обычно, чтобы максимально использовать воздушное судно", — отмечает в комментарии Bigness.ru начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская.
Low-cost авиакомпании занимают до половины рынка пассажирских авиаперевозок в Европе и США. Высочайшая организация труда и низкие расходы позволяют таким перевозчикам перевозить население по очень низким ценам. В российских условиях такой игрок на рынке одним своим видом служил примером того, что рассказы больших компаний о постоянно растущей себестоимости перевозок немного преувеличены.
"Что касается российских компаний, то среди проблем, с которыми они сталкиваются, можно отметить отсутствие возможности у авиакомпаний выбирать более "дешевые" аэропорты или более дешевые слоты в основных аэропортах. Кроме того, импортные пошлины на ввоз самолетов не всегда позволяют экономить от увеличения количества кресел в самолете (увеличивая стоимость воздушного судна). Для успешной деятельности лоу-костера необходим масштаб и оптимизация как полетов, так и времени на земле, и при равной конкуренции с другими перевозчиками в тех же аэропортах компаниям сэкономить достаточно сложно". — констатирует Мария Кальварская.
По данным Минтранса, общий долг "Авиановы" перед поставщиками услуг составил порядка 1,5 млрд рублей и включает в себя долги за топливо, бортовое питание, аэронавигацию, аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи.
Как рассказывается в блоге на сайте радио "Русская служба новостей", командир воздушного судна "Авианова", следовавшего в Ростов-на-Дону, заявил пассажирам о том, что он выполняет последний рейс в компании с благодарностью, а в ее уходе с рынка виноваты авиакомпании-гиганты. У компании были хорошие самолеты, французские техники и самая высокая по рынку зарплата пилотов.
"Надеюсь, что в нашей стране, когда-нибудь и что-нибудь изменится, и снова появится бюджетный авиаперевозчик. А пока — победили "Аэрофлот" и "РЖД", — отметил командир корабля.