Лауреатами премии Шведского банка памяти Альфреда Нобеля по экономике за "эмпирические исследования причинно-следственных связей в макроэкономике" стали американцы Томас Сарджент и Кристофер Симс. Оба изучали экономическое прошлое, исследуя взаимосвязи структурных изменений в экономике с ожиданиями, а также импульсными откликами среды.
Томас Сарджент является бакалавром Калифорнийского университета Беркли и доктором философии Гарвардского университета, получил премию Неммерса. Авто работ "Макроэкономическая теория" и "Динамическая макроэкономическая теория".
Сарджент разработал метод для оценки глубинных параметров на основе выстраивания теоретической модели, учитывающей корреляцию между ожиданиями и реакциями рынка на изменения в экономполитики и экономические шоки. Эту модель можно попытаться приладить к прогнозированию в рамках запланированных изменений, считают эксперты.
Но уверенность в валидности модели достигается путем создания правдоподобия за счет проверки на большом количестве исторического статистического материала. Так, Сарджент пристально изучал инфляционные процессы после войны и наверняка многое "прокачивал" в своих системах уравнениях. Кому интересно поупражняться в расчетах и выдать некую цифровую квинтэссенцию уже известным макроэкономическим связям, как говорится, "велкам".
Кристофер Симс является бакалавром Гарвардского колледжа, доктором философии Гарвардского университета. Написал работы "Анализ политики с эконометрическими моделями", "Простая модель для определения уровня цен и взаимосвязи монетарной и фискальной политики", "Фискальные аспекты независимости центрального банка".
Изучал любимый монетаристами инструмент в виде базовой ставки центробанка и фиксировал отзвуки колебаний ставки в различных сферах, рассчитывал импульсные реакции среды на шоковые колебания.
Классическими в построенных с использованием векторной авторегрессии моделях являются допуски, называемые постулатами. Например, что Федеральный резервный банк неуклонно придерживается так называемого правила Тейлора (обязательное повышение ставки при росте инфляции выше желаемой) и что неожиданные отклонения от этого правила монетарной политики полностью зависят от действий Федеральной резервной системы, причем сами эти действия не коррелированны с другими шоками в экономике.
Проще говоря, лауреаты зажимают экономическую реальность в весьма ограниченные лабораторные модели, прикладная ценность которых не доказывается ничем. По расчетам собственно американских аналитиков, если бы ФРС полностью следовало правилу Тейлора, то уже в 2010 году она должна была перейти на отрицательную ставку рефинансирования…
"Практика последних лет еще раз ставит под сомнение возможность прогнозировать крупные события, рыночные шоки в макроэкономике и глобальных мировых финансах", — говорит в комментарии "Российской газете" научный руководитель Института финансово-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Яков Миркин.
"Говоря о, в общем-то, всем известных взаимосвязях в экономике, нобелевские лауреаты 2011 года Томас Сарджент и Кристофер Симс все же вывели новое из банального: в частности, речь идет о методе вопросов и ответов на эмпирические темы экономического характера. Кроме того, их заслуга состоит в изучении взаимосвязей экономической политики и динамики основных экономических показателей, — в последнее время на примере крупнейших мировых экономик корреляция прослеживается весьма отчетливо.
Хотя, откровенно говоря, в этом году экономической сенсации не произошло: открытия ученых-американцев носят сугубо теоретический характер, и являются обобщенным и алгоритмичным методом наблюдений и выводов", — отмечает в комментарии Вigness.ru Анна Бодрова, аналитический отдел МФХ "Фибо Групп".
Возможно, после определенной методологической настройки предложенные лауреатами модели перестанут быть "вещью в себе". Однако позволят ли они увереннее смотреть в будущее? Экономисты, как и генералы, чаще готовятся к предыдущему кризису…
Читайте также: Нобелевская премия 2011: казусы и традиция