После успешно проведенных IPO акции российских интернет-компаний не показывают роста. Бумаги "Яндекса" ушли ниже цены размещения, инертны котировки Mail.Ru Group, подешевели и акции китайского поисковика Baidu. Западные игроки этого рынка выглядят несколько лучше, однако ряд крупных компаний уже вообще отказались от проведения IPO в нынешнем году.
При этом Google и даже не очень благополучный поисковик Yahoo! выглядят стабильнее российских интернет-компаний. Постепенно снижение котировок Яндекса началось практически сразу после майского IPO.
Негативное влияние на курс акций "Яндекса" могла оказать встреча руководства компании с представителями хедж-фондов в конце сентября. По неподтвержденным данным, генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож откровенно поведал тогда о сложностях компании в конкуренции с Google. Хедж-фонды немедленно среагировали на заявление гендиректора распродажей акций "Яндекса", предположила "Российская газета". В итоге, за два дня 28-29 сентября акции компании просели на 14,3%.
Впрочем, сам Волож в интервью "Коммерсанту" обращает внимание на общую негативную ситуацию на мировых рынках. О негативном влиянии фона в комментарии Bigness.ru говорит и глава LiveInternet Герман Клименко.
"Падение нынешних котировок Яндекса и Мail пока говорит лишь о том, что в мире финансовый кризис пока не преодолен. Смысл в том, что и Яндекс и Mail.ru вышли на IPO в хорошее время. А сейчас рынки волатильны. У этих компаний есть отработанная система генерации прибыли. Я полагаю, что если рынок поднимется, то и они поднимутся…", — отмечает Герман Клименко.
А вот переносы IPO Facebook, Twitter, Zynga и Groupon, которые объявляли о планах выхода на биржу в ближайшее время, объясняются не только и не столько царящим на рынках пессимизмом, сколько несовершенством схем монетизации. Или, по крайней мере, их неубедительностью.
"Надо разделять то что происходит в Facebook и, например, в Яндексе. У Groupon и Facebook ситуация несколько хуже. В мире складывается предположение, что компании этого типа не могут стоить сотню миллиардов. Вы же помните MySpace? Социальная сеть стоила миллиарды, а за год-два стала стоить десять миллионов. У соцсетей нет понятной системы заработка, как у поисковиков. И в этом плане они очень уязвимы. Ну и что, что охват аудитории у них большой? Может ли она стоить сто миллиардов долларов? А учитывая еще и запуск социальной сети Google+, единственно верное решение Facebook было подождать с выходом на IPO, пока ситуация не прояснится. Иначе они могли получить очень грустный сбор денег, что было бы хуже, чем оставаться непубличной компанией. Эксперты сейчас пересматривают прогнозы относительно Facebook и Groupon. И экспертам их модели заработка очень не нравятся", — говорит глава LiveInternet Герман Клименко.
Что примечательно, тенденция взаимопроникновения соцсетей и поисковиков как на уровне технологий, так и на уровне компаний, становится все более заметной. Та же Mail.Ru контролирует ВКонтакте, за Facebook виднеется такой стратег как Microsoft (со своим поисковиком Bingo), ну, а за новой соцсетью Google+ стоит непосредственно глобальный поисковик…
Кстати, в нынешнем году состоялось и громкое размещение одной из социальных сетей. В ходе IPO акции LinkedIn допрыгнули до $122,69, то есть 173% от цены IPO. К концу сессии цена одной акции установилась на отметке в $94,25 (рост на 109%). Но как и у большинство компаний сектора, к концу сентября акции LinkedIn существенно подешевели и торговались на уровне $77 за акцию.
При этом у соцсети имеется внятная специализация. Позиционируя себя, как один из инструментов глобального рынка труда, сеть для профессиональных знакомств и рекрутинга позволяет отстроить вокруг себя инфраструктуру платных сервисов и рекламы.