Сокращение доходности и падение маржи будут стимулировать процессы консолидации в российском банковском секторе. Немаловажным элементом стратегии игроков сектора станет борьба за розничных клиентов. Желающим победить в жесткой конкуренции следует обратить внимание на сокращение издержек, четкое управление рисками и технологические новшества.
В российском банковском секторе сильны государственные игроки. Они оказались в наиболее благоприятной ситуации в кризис, так как имели доступ к дешевым и «длинным» бюджетным деньгам. К тому же значительную часть клиентов этих банков составляют крупные компании, которые также пользуются финансовой поддержкой государства.
После кризиса 2008 года государственные банки начали улучшать свои позиции по ряду направлений - запускать программы повышения эффективности, активно инвестировать в инфраструктуру и передовые технологии и т. д.
Ситуацией и тенденциями в российском банковском секторе заинтересовалась крупнейшая консалтинговая компания Аксенчер (Aсcenture), которая опросила в ходе своего проекта 30 топ-менеджеров финансовых организаций и около 1600 розничных клиентов банков РФ.
В России именно ужесточение конкуренции между государственными и частными банками может стать одним из определяющих трендов в последующие несколько лет.
Дальнейшей консолидации рынка, которая может проходить не только за счет покупки мелких игроков более крупными, но и посредством приобретения клиентских портфелей. Все эти факторы создают предпосылки для еще более активной конкуренции, пишет журнал "Росбанк", представляющий доклад Аксенчер.
По данным исследования, степень проникновения банковских услуг и продуктов остается низкой. Житель крупного российского города является в среднем клиентом трех банков, на него приходится приблизительно 3,3 банковских продукта.
Однако если исключить такие базовые транзакционных продукты, как зарплатные и дебетовые карты и платежи за разнообразные услуги, то получим цифру меньше 2. Для сравнения, на развитых западных рынках у лидирующих банков на клиента приходится 5-6 продуктов, отмечается в исследовании.
Эксперты компании Аксенчер на основании проведенного исследования выделили основные элементы тактики игроков, которые планируют преуспеть.
В первую очередь розничным банкам необходимо сосредоточить свои усилия на кросс-продажах (росте числа банковских продуктов на одного клиента) и выстраивании долгосрочных отношений с клиентами. Человек, который 3 года обслуживается в банке, с большой вероятностью останется его клиентом на последующие 10 лет, уверяют эксперты.
Также банки должны обратить внимание на стратегическое сокращение расходов. В частности, это может быть, например, централизация и выделение единых центров компетенций или обслуживания, аутсорсинг, автоматизация, оптимизация и повышение эффективности процессов (Lean-процессы).
Актуальным остается расширение сети и территориальная экспансия, особенно в регионах. Кроме того, банкам надо работать над созданием эффективной системы распределения полномочий наряду с внедрением и развитием скоринговых инструментов, усилением портфельной аналитики и автоматизации поддержки кредитного процесса.
Успешный банк образца 2015 года - эта структура, обладающая разветвленной сетью продаж, продвинутыми интернет-технологиями, контактным центром, позволяющим клиентам выполнять любые операции, и продвинутыми решениями мобильного банкинга. Также у этого игрока централизованная операционная модель.