За 2010 год объем российского рынка косметики и парфюмерии превысил 87 миллиардов рублей. Cвыше 30 процентов выручки обеспечивается за счет структур, заточенных под прямые продажи парфюмерно-косметической продукции. При всем этом парфюмерный рынок, несмотря на жесткую конкуренцию, вполне способен вместить новых игроков, полагают эксперты.
По данным исследования INFOLine Retailer Russia TOP-100, подготовленного агентством INFOLine совместно с Retailer Magazine, лидерами парфюмерного рынка России являются Avon, Amway, Oriflame, Mary Kay и Faberlic. То есть именно те компании, дистрибуция которых в первую очередь построена на реализации продукции с помощью сетевого маркетинга.
Индустрия прямых продаж в нашей стране является одной из наиболее развитых в мире Продажи с помощью сетевого маркетинга в России лучше всего работает в сегментах недорогих товаров — парфюмерии, косметику и бытовой химии, на которые приходится около 80% продаж.
По данным исследования, в 2010 год объем прямых продаж косметики и парфюмерии превысил 87 млрд рублей, а первые места по показателю выручки в INFOLine Retailer Russia TOP-100 заняли Avon (24,29 млрд) и Oriflame (19,99 млрд).
На третьем месте находится компания "Алькор и Ко", выручка которой за последний год выросла на 12%, достигнув 17,23 млрд рублей. Продажи сети "Рив Гош" по итогам 2010 года составили 13,26 млрд рублей. Примечательно, что за прошедший год выручка сети существенно приросла — на 30%.
Не отстает от конкурентов и компания "Единая Европа-С.Б." (сети "Иль де Боте" и Sephora). Ее продажи за истекший год увеличились на 15%, достигнув показателя 10,18 млрд рублей.
Гибкая схема маркетинга позволяет компаниям данного типа извлекать выгоду даже в кризис, когда агентами-распространителями становятся люди, резко теряющие доходы. В самый разгар кризиса, в первом квартале 2009 года число новых представителей компании Avon увеличилось сразу на 50%.
"Данную тенденцию мы частично связываем с ухудшением экономической ситуации в стране. У очень большого числа людей уменьшился доход, растет количество безработных в стране. И люди начинают искать возможности больше зарабатывать или новые пути строить свою карьеру", — отмечает в комментарии РБК daily генеральный директор Avon в России, Казахстане и Киргизии Христоманов.
Несмотря на то, что российский рынок парфюмерно-косметических товаров характеризуется высоким уровнем конкуренции между крупнейшими участниками рынка.
Причем российский рынок сохраняет свою привлекательность и для новых игроков, уверены специалисты INFOLine. Так, LR Health & Beauty Systems (Германия) в конце мая 2011 года открыла офис в Москве.
Как отмечается в обзоре, среди каналов реализации парфюмерно-косметической продукции растет значение аптечных сетей, для которых данная ассортиментная группа становится все более привлекательной в условиях ужесточения государственного регулирования розничной торговли лекарственными средствами.
Кроме того, значительные объемы парфюмерно-косметической продукции реализуются сетями FMCG, особенно гипермаркетами, в которых для реализации данной товарной категории отведены значительные площади (в том числе в формате shop-in-shop).
Кроме того, крупнейшая российская по количеству магазинов сеть FMCG "Магнит" в декабре 2010 года запустила сеть магазинов "дрогери", то есть небольших по площади торговых точек, где продаются парфюмерно-косметические, гигиенические, хозяйственные товары, бытовая химия, а также ограниченный ассортимент продуктов питания (не требующих специальных условий хранения) и некоторые лекарственные препараты. Уже к концу 2011 года ритейлер планирует довести число таких магазинов до 200.